Что сказать о Ватикане в нынешнюю эпоху? Не о музеях со взмыленными туристами, не о шедеврах, не о площади с колоннадой Бернини, не о поразительном куполе великого собора, не о толпах, пытающихся определить, какого цвета дым поднимается из трубы и ожидающих торжественного возгласа: "У нас есть папа!".

Эти образы всегда на виду. А есть ли что-то за ними? Или Ватикан давно превратился в красивую декорацию, скрывающую за собой пустоту?

Можно рассказать о крошечном, но невероятно важном для миллионов людей государстве. О древнем институте католической церкви, о старинных ритуалах и все новых скандалах. О странном, причудливом смешении старого и нового, когда Сикстинскую капеллу во время заседания конклава проверяют на наличие подслушивающих устройств.

Можно найти множество материалов для желтой прессы: разоблачения, выкраденные секретные бумаги, сексуальные запреты и, естественно, их нарушения, миллионы, уходящие в неизвестном направлении.

Можно писать захватывающие и вполне достоверные детективы, которые ни в чем не уступят придуманным Дэном Брауном "Ангелам и демонам" — там будут педофилы и шантажисты, загадочно скончавшийся папа римский, пылкие проповедники, на поверку оказывающиеся многоженцами, священники, сражающиеся в составе революционных армий, и абсолютно непрозрачный Банк Ватикана.

Можно рассказывать про каждого папу римского по отдельности — про Иоанна XXIII, не побоявшегося изменить всю жизнь церкви и Павла VI, подхватившего его знамя, и про Иоанна Павла I, пробывшего на папском престоле всего 33 дня, чья судьба никак не дает покоя сторонникам заговоров, и про Иоанна Павла II — неутомимого путешественника, сторонника "Солидарности" в Польше и многих консервативных решений, касавшихся всего мира, про замкнутого и, кажется, так и не понятого до конца Бенедикта XVI, ставшего третьим отрекшимся папой за всю историю Ватикана, и, наконец, про папу Франциска, не случайно впервые за всю историю папства, принявшего имя святого Франциска Ассизского — великого проповедника бедности, и пытающегося сегодня решить многие застарелые проблемы и многое изменить. Каждый из них заслуживает отдельной лекции, а вместе они как раз, на мой взгляд, иллюстрируют невероятную противоречивость того положения, в котором оказалось папство в современном мире.

Здесь есть стремление к модернизации, желание открыться миру, — и поэтому Иоанн XXIII и Павел VI решились провести II Ватиканский собор, который считали ненужным многие церковные иерархи, и чей созыв, по слухам, пыталась блокировать папская курия. Здесь есть стремление совместить учение Христа с социальной справедливостью, которое подтолкнуло многих латиноамериканских священников к борьбе против бедности — по странной прихоти судьбы, иногда к борьбе с оружием в руках. А есть в Ватикане и желание вернуться не во вчерашний, а в позавчерашний день, есть те, кто осознанно покрывали и, скорее всего, пытаются и сегодня покрывать преступления, есть заговор молчания вокруг грехов прошлого и настоящего.

И это все будет современный Ватикан, чьи тайны ничуть не менее интересны, чем средневековые интриги.

ВЫНУЖДЕНЫ СООБЩИТЬ, ЧТО НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕН ЗАСЛУЖЕННЫМ УЧИТЕЛЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТАМАРОЙ НАТАНОВНОЙ ЭЙДЕЛЬМАН, КОТОРУЮ ТАК НАЗЫВАЕМОЕ МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ ВКЛЮЧИЛО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ.

Тамара Эйдельман

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены