Меня все время спрашивают, как мне удается сохранять оптимизм? Я то считаю себя не оптимистом, а реалистом, но неважно. В любом случае верить в победу добра становится все тяжелее.

В связи с этим я решила перечитать книгу Вольтера "Кандид или Оптимизм". Помню, как в детстве я была озадачена нагромождением ужасов в этой книге и вообще сначала была неспособна понять, в чем ее смысл.

Потом вроде бы разобралась. Потом стала задавать своим ученикам — каждый год кто-то был в восторге, а кто-то в недоумении пожимал плечами. Но мне казалось очень важным, чтобы они прочитали эту повесть и через нее поняли философию Просвещения.

А сейчас я думаю, что "Кандид" важен для понимания не только XVIII века, но и нашего печального времени.

Простодушный Кандид, заброшенный судьбой в водоворот исторических событий, путешествует по миру и обнаруживает, что жизнь практически везде, кроме сказочного Эльдорадо, совершенно ужасна.

Бушуют войны, человеческая жизнь ни в грош не ставится, Кандида то секут, то арестовывают, то собираются казнить.

Он становится свидетелем Лиссабонского землетрясения, зверств инквизиции, видит женщин, которых то насилуют, то делают наложницами сильных мира сего, снова и снова ощущает презрение тех, кто почему-то считает себя выше всех остальных из-за того, что может назвать много поколений своих предков.

А с Кандидом путешествует его учитель Панглос, который упорно заявляет, что "все к лучшему в этом лучшем из миров". Кандид сначала верит Панглосу, а потом начинает все больше сомневаться. Уж больно все ужасно вокруг, и все труднее с каждым разом объяснять, каким образом очередное злодеяние ведет людей к лучшему 

В конце концов все герои встречаются — постаревшие, измученные, разочарованные в жизни — и никак не могут понять, как же им жить дальше в этом ужасном "лучшем из миров". Кандид приходит к знаменитому выводу о том, что "надо возделывать свой сад" и о большем не мечтать.

Но честно говоря, сегодня этот мудрый вывод меня совсем не утешает. Кандид собрался возделывать свой сад со старой и уродливой Кунигундой, в которую он был так долго влюблен, и которая теперь его совсем не привлекает, с мечтателем Панглосом, со злобным и спесивым братом Кунигунды и с другими "друзьями", которые совсем не хотят работать и грызутся между собой. 

И можно ли спокойно возделывать свой сад, когда вокруг творится то, что Вольтер описывает в течение девяти десятых текста книги. Как про это забыть? Я уже столько садов возделывала в своей жизни — школьный, лекционный, общественно-политический, книжный … каждый из них мне очень нравится, и очень хочется верить, что все мои "садоводческие" работы не пропали даром.

Но вот мысль, которая буквально сжигает меня в последнее время: как бы сделать так, чтобы нашу жизнь определяли те прекрасные "садовники", которые возделывают свои сады. Я за последний год видела их огромное множество — на своих лекциях, в путешествиях, просто среди своих друзей и знакомых.

Как бы сделать так, чтобы в послевоенном мире главное место было у них, а не у жестоких политиков, безответственных крикунов, пламенных проповедников? 

Вольтер, дай ответ! Не дает ответа. 

Ладно, будем справляться своими силами. Будем как Гедали у Бабеля среди крови и разорения мечтать об "интернационале добрых людей" и по мере возможности его создавать. Ну то есть все-таки возделывать свой сад.

 

ВЫНУЖДЕНЫ СООБЩИТЬ, ЧТО НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕН ЗАСЛУЖЕННЫМ УЧИТЕЛЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТАМАРОЙ НАТАНОВНОЙ ЭЙДЕЛЬМАН, КОТОРУЮ ТАК НАЗЫВАЕМОЕ МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ ВКЛЮЧИЛО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ.

Тамара Эйдельман

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены