Время – вспомнить о Второй мировой.
Война, которая началась 7 июля 1937 года и завершилась 2 сентября 1945-го.
Разве не так?
Вторая Мировая – это гигантская война на двух театрах военных действий – тихоокеанском и Юго-Восточной Азии и, другой театр, европейский и примыкающая к нему Северная Африка. Собственно, это две больших войны, которые, в конце концов, слились в одну. Каждая из этих войн разгоралась постепенно в течение нескольких лет.
И 1 сентября 1939 года началась крупная региональная Европейская война, которая мировой войной ещё далеко не была.
1 сентября 1939го – это начало цепи сражений и войн в западном полушарии. Эту цепь мы справедливо считаем началом Второй мировой в этом регионе. Хотя по-настоящему "мировой" она станет после того, как в нее вступят государства или она перекинется на территории, находящиеся в других частях света кроме одной только центральной Европы, – война в Северной Африке, вступление в войну Советского Союза, вступление в войну Соединённых Штатов, Канады.
Но мы живём в огромном мире. И пора бы и нам уже не считать этот мир европоцентричным. Большая война в Юго-Восточной Азии началась значительно раньше. Когда императорская Япония начала агрессию против Китая 7 июля 1937-го года.
Это была пока региональная война, но уже совершенно грандиозного размаха. Т.е. Япония с населением 72 млн человек на тот момент оказалась в войне с Китаем, экономически отсталым, но огромным государством с населением около 450 млн человек. Уже тогда в войну оказалось втянуто население, сравнимое со всем населением будущего европейского театра войны. Эта война, и без того гигантская по человеческим и географическим масштабам, резко разрослась, когда Япония в декабре 1941-го решила двинуться дальше в британские колонии Бирмы, в Таиланд, на Филиппины и в Океанию, объявить войну США. Две мировые войны слились окончательно в один мировой пожар, когда Гитлер после нападения Японии на Перл-Харбор 6 декабря, 12 декабря 1941 объявил войну США.
С этого момента на земном шаре бушевала одна большая война, в которой коалиция Германии, Италии, Японии и их более мелких стран-союзников противостояла коалиции Великобритании, США, Советского Союза и ряда менее крупных стран союзников.
Разгораться эта большая война начала, безусловно, с Дальнего Востока и с июля 1937-го.
Стоит это осознать не только ради щелчка по нашему задранному европейскому носу. Все ещё много важнее и сложнее. Именно в той большой Азиатско-Тихоокеанской войне произошло то, что позволило одержать победу и над агрессором в Азии, – Японией, – и над агрессором в Европе – Германией и ее союзниками. Это участие в войне США.
Думаю очень важно сейчас вспомнить и осмыслить те события. Поворот стрелки мировых часов начался тогда, когда после чудовищной резни в Нанкине, устроенной японцами в декабре 1937-го, США охватило возмущение, которое привело к санкциям, наложенным на Японию и эмбарго на поставке ей нефтепродуктов, от которых Япония полностью зависела. Это и стало началом цепочки безумных решений японского командования, которое привела их к объявлению войны Великобритании и США. А ведь всего этого могло запросто и не быть в тех политических реалиях. Вот трудно себе представить, что тогдашние Великобритания и Франция могли бы НЕ объявить Гитлеру войну после его нападения на Польшу. Это было разрушение всего здания европейской политической архитектуры, построенной после Первой мировой усилиями Великобритании и Франции. Речь шла не о принципиальных претензиях к Гитлеру как чудовищному преступнику, – о Холокосте еще никто не знает, и массовых убийств ПОКА на его руках нет. Он ещё не серийный убийца в их глазах, но невменяемый политик-агрессор.
Зато совершенно легко представить, что США не вступили бы ни в какой серьезный конфликт с Японией и продолжали бы Business as usual, ограничившись, может быть, дипломатической озабоченностью. После шока Первой мировой США вернулись к политике замкнутости, доктрине Монро, не вступив даже в основанную ими Лигу Наций. США сложили с себя ответственность за Европу.
И уж тем более ответственность за далёкую Азию, связи с которой никогда не были для них определяющими. Здесь в дело вступил именно западный гуманизм. Чудовищность абсолютно нацистского отношения Японии к пленным китайцам и мирному населению взорвала Соединённые Штаты.
И это, в конце концов, определило исход войны на обоих ее театрах. Без этого Китай и Корея остались бы бесправными и рабскими колониями абсолютно нацистской по отношению к ним Японии. Без этого США остались бы вдали от европейского и африканского фронтов. Да, президент Рузвельт и его кабинет страстно хотели помочь Европейским странам, сражающимся с Гитлером. И система ленд-лиза уже начала действовать до Перл-Харбора. Но по опросу общественного мнения весны 1941 го 80% американцев против участия в европейской войне. Только Перл-Харбор настроил Америку на военный лад, непосредственное нападение врага. А без этого не было бы ни участия США в грандиозной морской битве с немецкими субмаринами в Атлантике, ни высадке в Марокко в конце 1942го, ни десанта в Сицилию в июле 1943го, ни Дня D в 1944-ом. Простите, но без всего этого одним только ленд-лизом европейская война не была бы никогда и ни при каких условиях выиграна. Можно только гадать, завершилась бы она полным разгромом Советского Союза или новым Брестским миром на каких-то границах по остановленной линии фронта.
Это цена ТОЙ большой войны для ЭТОЙ большой войны.
Но ТА большая война имеет и ещё одну свою поразительную цену для современного мира. Она завершилась парадоксальным, нелепым и трагическим образом. Вступив в союз с СССР ради разгрома гитлеровской Германии, западные союзники прониклись нелепым и опасным отношением к СССР как к "своему". Роковая слепота. Только этим можно объяснить ту настойчивость, с которой Сталина просили вступить в войну с Японией на территории Китая. Да, если бы не СССР, разгром Квантунской армии потребовал бы ещё жизни нескольких тысяч или даже десятков тысяч английских и американских солдат. Военно и технически все было абсолютно возможно. На кону стояло перенесение на советских штыках коммунистического лагерного режима во всю Юго-Восточную Азию – коммунистический Китай, Вьетнам, Северная Корея – это все порождение августа 1945. Распространение коммунистических режимов на Восточную Европу – это было, вероятно, трагической неизбежностью войны со Сталиным как союзником. Но самим привести Сталина в Китай, и отдать победу в руки китайских коммунистов (вместо армии Чан Кайши, которого поддерживали США) – это величайшая слепота, глупость и ошибка Запада.
Вторая Мировая имела интерлюдию в виде Чехословакии, уступленной Гитлеру ради несбыточного мира. Новой "Чехословакией" в грандиозных размерах она и закончилась – в виде уступленного Сталину, – сдуру, от слабости и усталости Китая.
Большая война началась 7 июля 1937-го и завершилась 2 сентября 1945-го, оставила нам современный мир, где остались агрессивные и тоталитарные режимы, уверенные, что это они выиграли ТУ войну и потерявшие память и совесть, в которой нет благодарности Западу за спасение их самих от тогдашней нацистской чумы.
! Орфография и стилистика автора сохранены