Какой смысл сегодня, когда день за днем по всей Украине объявляют воздушную тревогу, когда лежат в руинах целые города и погибают люди, говорить о мирном протесте? Какой смысл вспоминать одного из самых знаменитых идеологов и практиков мирного ненасильственного протеста, когда те представители российской оппозиции, которые стремились действовать ненасильственно, брошены в тюрьму, когда жизнь Алексея Навального под угрозой, а в Беларуси судят и, конечно же, осудят, лауреата Нобелевской премии этого года Алеся Беляцкого?

Зачем в такой ситуации говорить о бойкоте автобусов и борьбе против сегрегации в кафе и ресторанах, о демонстрациях школьников и мирных маршах? Это все не о нашей сегодняшней жизни.

Увы, это действительно не о нас. Кстати, Мартин Лютер Кинг хорошо понимал преимущества жизни в демократической стране и объяснял своим прихожанам, что в тоталитарном государстве их протест был бы бессмысленен.

Но речь ведь не о том, чтобы сейчас идти бойкотировать автобусы… Для меня в истории Мартина Лютера Кинга куда важнее другие вещи. Например, то, что он не появился на пустом месте, как нам иногда кажется. Такой взгляд в какой-то мере часто распространяли сами восторженные поклонники МЛК, завороженные его харизмой и поразительными способностями проповедника.

Между тем, в южных штатах еще до рождения Кинга церкви стали важными центрами не только религиозной, но и в целом общественной жизни афроамериканцев. Многочисленные пасторы определяли жизнь людей и их поведение. Участие большого количества священников, влиявших на прихожан, было важной чертой борьбы. И это не умаляет величия Кинга, а просто говорит о том, что он был не один.

А еще были люди, приезжавшие с Севера, - и те, кто помогали разрабатывать непосредственные способы ненасильственной борьбы, и те, кто специально приезжали, чтобы принять участие в очередной кампании гражданского неповиновения. И это тоже важно. Борьба афроамериканцев из южных штатов не была их отдельным междусобойчиком. Она затрагивала многих из тех, кто, вроде бы, от этих ограничений совершенно не страдал.

А еще не забудем, что Мартин Лютер Кинг много лет внимательно изучал богословие и такие понятия как “совесть”, “личная ответственность”, “божественная справедливость” не были для него отвлеченными. Это было то, с чем он постоянно жил.

Можно представить, что он испытывал, когда услышал, что в его дом бросили бомбу, и помчался домой, не зная, живы ли его жена и крошечная дочка. Но успев только убедиться в том, что они живы, он тут же вышел к собравшейся толпе и призвал их не давать воли чувству ненависти к “нашим несчастным больным белым братьям”. А когда его отец и тесть примчались и стали умолять, чтобы семья Кингов уехала подальше от опасности, и он, и его жена отказались отступать.

Если бы наши сегодняшние проблемы можно было решить с помощью бойкота автобусов, как бы это было прекрасно… Увы, так не получится. Но зато можно попробовать понять то мироощущение, которое вело вперед Мартина Лютера Кинга и тех, кто шел с ним. Вот это может нам помочь.

О Мартине Лютере Кинге и мирном протесте в  новой лекции на канале  "Уроки истории с Тамарой Эйдельман”.

 

ВЫНУЖДЕНЫ СООБЩИТЬ, ЧТО НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕН ЗАСЛУЖЕННЫМ УЧИТЕЛЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТАМАРОЙ НАТАНОВНОЙ ЭЙДЕЛЬМАН, КОТОРУЮ ТАК НАЗЫВАЕМОЕ МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ ВКЛЮЧИЛО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ.

Тамара Эйдельман

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены