Чтобы закончить "главу" о коррупции, процитирую видео "Топ-5 громких дел о коррупции в Китае" и "Как Китай борется с коррупцией":

"Количество смертных казней за коррупцию в Китае в последнее годы резко сократилось. И уж тем более исчезло такое явление, как "расстрелы чиновников на стадионах с трансляцией по телевизору". Китайские власти предпочитают давать крупным коррупционерам длительные сроки или даже пожизненное заключение. Одновременно объем конфискуемых активов вырос в несколько раз (по сравнению с "эпохой до Си Цзиньпина" — "Си Цзиньпин цянь шидай").

В качестве примера можно привести пять наиболее серьезных случаев за последние несколько лет (перечисляются имена). Каждый "суперкоррупционер" получил пожизненный срок.

Издревле в Китае процветало преподношение подарков чиновникам и вельможам, чтобы задобрить их и попросить помощи в решении своих вопросов. Но в последнее время китайское правительство ведет с этим явлением борьбу не на жизнь, а на смерть".

От себя могу добавить, что из пяти "особых случаев коррупции" я в свое время отслеживал два. Первый случай — Чжоу Юнкан (Zhou Yongkang), который до 2014 года был шефом Ведомства Общественной Безопасности (Гун ань цзюй, МВД) и Ведомства Госбезопасности (Го ань цзюй) и был главой могущественного клана. У самого Чжоу и его родственников конфисковали "ликвидные активы" на 14 миллиардов долларов (по тогдашнему текущему курсу).

Другой случай — Ван Баоань (Wang Baoan), директор Тунцзи цзюй (National Bureau of Statistics, NBS). Тоже наделал делов. NBS по приказу "Центра" "скрывает" каждый год от Китая и "внешнего мира" немалую часть ежегодного ВВП этак на 9–10 триллионов долларов (не преувеличиваю). Ван Баоань, очевидно, дополнительно припрятал, исказив статистику, для своих "частных клиентов" еще несколько миллиардов долларов.

По моим подсчетам, каждый год "эпохи Си Цзиньпина" (начиная с 2013 года) конфискованные у коррупционеров "ликвидные активы" составляют около 1 триллиона юаней (140–150 миллиардов долларов). Я брал разницу между общими (фискальными) доходами госбюджета и налоговыми доходами и делил пополам. Метод, я думаю, надежный. Кстати, случаи, когда конфискованные активы превышают миллиард долларов, вовсе не редкость.

Создатель канала "Китай это..." десять лет живет и работает в Китае. Сходные сообщения о китайской коррупции и борьбе с ней поступают с сайтов работающих в Китае американцев и канадцев. Примерно та же информация идет и с западных "мэйнстрим медиа". Правда, The Economist и New York Times подчеркивают, что Си Цзиньпин в рамках антикоррупционной борьбы в первую очередь истребляет собственных политических врагов. Ну не знаю, сомневаюсь.

Нужно ответить и на другие "обвинения" Вадима Зайдмана. В частности, "в Китае нет оппозиции". Надо бы Вадиму почитать китайские главные чаты (скажем, WeChat фирмы Tencent), участники которых яростно обвиняют "Центр" в недостаточной борьбе с бедностью (нищетой):

"Да, крайняя нищета — доходы в полтора доллара в день — ликвидирована! Но пришло время борьбы и с бедностью — доходами на уровне пять долларов в день на человека и ниже! Посмотрите на отсталые периферийные районы Центрального Китая, Северо-запада и Юго-запада. Крайней нищеты здесь уже нет, но доля бедных — исходя из критерия дохода 5 долларов на человека в день — очень велика".

Достаточно критики в этом чате на плохую доступность медицины и на плохие перспективы для получения образования уровня университет — колледж (бэнькэ-чжуанькэ) в деревне. Да и критики недостаточно жесткой борьбы с коррупцией хватает. Неравенство в доходах также является острой темой.

Отмечу, что сходную критику (менее эмоциональную, но более научно обоснованную) можно встретить и в сообщениях на официальном портале china.com.cn. Авторам с научной степенью "боши" (доктор наук) можно почти все. Это, конечно, не "внесистемная оппозиция", но это здоровая неприятная критика. Элементов "пополизаторства" я здесь не нашел. (Хотя Си Цзиньпина в качестве "ядра КПК" время от времени поминают.)

Вадим Зайдман пишет: "В России есть "Эхо Москвы" (и другие структуры этого типа), а в Китае ничего такого нет, (а значит) в Китае нет никакой оппозиции!"

Можно здесь вспомнить "оппозиционный" кабачок "Цыгойнише келлер" ("Цыганский подвал"), который действовал в Берлине (если верить Юлиану Семенову) аж до весны 1945 года. Как там в "Семнадцати мгновениях весны"? "Цыгойнише келлер был хитрый кабак гестапо-Мюллера. Оппозиционно настроенная интеллигенция охотно посещала его и говорила обо всем без обычной сдержанности. Все эти разговоры записывались и тут же переправлялись в гестапо".

Нет сомнения, "Эхо Москвы" играет роль ленты-липучки, на которую ловятся недобитые оппозиционеры. И уж точно, ни в одном из крупных городов Китая нет ничего подобного этой пакости.

Наконец, о перспективах крупного социального взрыва в Китае. На мой взгляд, они сейчас и в обозримом будущем исчезающе малы. Я помню, как в 1990 году в Москве на демонстрациях носили едкие лозунги "Спасибо партии родной за все, что стало со страной!". Имелись в виду многолетний застой и частичная деградация.

А в Китае за время "Вэйда гайгэ" (Великой реформы, начатой в 1979 году) средние реальные доходы и потребительские расходы населения выросли раз в 30, не меньше. Достаточно было и других тектонических сдвигов в лучшую сторону: к 2020 году во много раз выросла доля "образованных элементов", ничтожно малая в 1978 году.

Мало того, основная масса китайцев (не только господствующий слой "образованных элементов", которых, наверно, уже можно назвать "интеллектуалами") твердо верит, что в ближайшие 15 лет (2021–2035 годы) ВВП Китая, согласно действующему Большому Плану, вырастет в 2 раза, а средний реальный доход на душу населения также вырастет вдвое. И доля лиц с высшим и средним специальным образованием ("интеллектуалов") намного вырастет. Какой дурак станет бунтовать!

Ведь удалось же Китаю, согласно предыдущему Большому Плану, удвоить и ВВП, и средние реальные доходы в период с 2010 по 2020 год! И это несмотря на мощный ковидный удар 2020 года. Кстати, все социально-экономические показатели в первой половине 2021 года оказались существенно лучше, чем в первой половине "доковидного" 2019 года. Отменное начало!

И, наконец, такой важнейший фактор: китайцам напомнили, что они китайцы. Именно так. В течение последних десятилетий Запад относился к Китаю и китайцам довольно благожелательно — в рамках глобализации и прочего. Но начиная с 2017 года, сначала при Трампе, а затем с еще большей и нарастающей силой при Байдене, китайцам говорили, сначала осторожно, а затем все более открыто: "Вы должны "сыграть назад", вновь стать такими же бедными, как индусы, и такими же глупыми, как основная часть американцев! Вообще, ваше место... сами знаете где". Отсутствие в Китае "формальной западной демократии", скорее всего, играет здесь роль предлога (ширмы).

И китайцы очень быстро вспомнили старые недобрые времена — 1840–1949 годы — и консолидировались вокруг "Центра". Не случайно Си Цзиньпин затребовал "особые полномочия" на съезде КПК в октябре 2017 года. И быстро получил их. При этом "интеллектуалы", доля которых в составе КПК сейчас достигает 60% (данные The Economist), нисколько не колебались.

Александр Немец

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter