Для начала процитирую прекрасную книгу британского философа и писателя Томаса Карлайля "Французская революция", а именно "эпитафию" Якобинской диктатуре.

"Сразу после казни Робеспьера и его сподвижников раздался крик радости, сначала во Франции, а затем и во всей Европе. И этот крик продолжается уже 50 лет (книга вышла в свет в 1836 году). Но посмотрите: никогда простому народу, основной части населения Франции, не жилось так хорошо, как в эпоху Якобинской диктатуры! Братья мои, перестаньте кричать, начинайте думать".

Несколько дней назад Вадим Зайдман написал статью (адресованную мне) "Китайская мечта". В статье много эмоций и неприкрытой злобы. Да не он один такой.

2 августа известное в Америке двухнедельное издание National Review поместило подборку, без преувеличения, "ура-париотических" статей на 35 страниц (сс. 14–48, больше половины всего объема номера), расписывающую перспективы "Холодной войны с Китаем". Что называется, куда конь с копытом, туда и рак с клешней.

Стоило Джо Байдену высказаться 27 июля на встрече с руководителями Разведсообщества США о новых внешнеполитических приоритетах Америки ("Китай — главный противник, "бедного" Путина лучше лишний раз не трогать, а Украина как-нибудь..."), как вся местная мерзопакость ответила радостным визгом. Именно визгом: мыслей маловато, зато эмоций, особенно неприкрытой злобы, с избытком.

К счастью, имеет место и противодействие. Американские и британские СМИ (The Economist, Washington Post...) спрашивают Джо Байдена и Бориса Джонсона: а нужно ли втягивать Америку, Великобританию и весь Запад в новый большой конфликт, очень дорогостоящий (а финансовое положение стран Запада и без того паршивое) и с очень неясной перспективой. Все может кончиться очень скверно!

Но пока голоса разума сравнительно слабы, и в официальном Вавилоне (Вашингтоне) и Лондоне к ним не слишком прислушиваются. А вот в Москве радуются: путинский режим вышел из-под прямого удара Запада и может пакостить внутри России (добивай остатки оппозиции, уничтожай многие миллионы "избыточного" населения, воруй в свое удовольствие!) и вне ее (развивай гибридную войну с Западом, присоединяй Беларусь, атакуй Украину!) с новой силой.

Но вернемся к упомянутой статье. Чтобы ответить на нее пункт за пунктом, придется мне, наверное, написать новую докторскую диссертацию. Не знаю, справлюсь ли.

Начну с некоторых ключевых данных, характеризующих китайскую науку и интеллектуальный потенциал (пусть это и не является точным ответом на упомянутую статью). Есть в Лондоне очень респектабельный журнал Nature, который уже больше 100 лет является "законодателем мод" в сфере науки и техники. Достаточно сказать что Герберт Уэллс в своих романах ("Пища Богов" и др.) указывал на журнал Nature как на "краеугольный камень" научной системы Британии и всего англосаксонского мира.

Так вот, в начале 2021 года этот журнал опубликовал ежегодный список Nature Index из 500 ведущих научных организаций мира — согласно успехам каждой организации с января по декабрь 2020 года. Каждый может увидеть данный список.

На первом месте находится Академия Наук Китая (Сhina Academy of Sciences, Zhongguo Kexue Yuan; ниже CAS). Вот так, на первом месте в самой авторитетной в мире научной иерархии. И президент CAS Бай Чуньли занимает одно из высших мест в китайской государственной иерархии. Уж точно в первой десятке.

Я мог бы очень долго рассказывать о CAS, ее структуре, ее достижениях (квантовые технологии, нанотехнологии, суперкомпьютеры...), ее бюджете (крупнейшие риелторские компании Китая выделяют CAS сотни миллионов долларов!), ее Зонах высоких технологий (начиная с пекинской Чжунгуаньцунь). Мог бы рассказать о собственных контактах с CAS, начиная с июня 1989 года (поездка в Пекин на негосударственные средства, с самостоятельным добыванием загранпаспорта!). Но воздержусь.

Скажу только, что совокупный бюджет CAS и ее подконтрольных высокотехнологичных предприятий во много раз превосходит совокупные НИОКР расходы России. Это не говоря о гораздо более эффективном расходовании отпущенных на НИОКР средств в Китае (поди укради или выдай туфту вместо серьезного результата!).

Всего в первой сотне списка Nature Index находится по меньшей мере 20 китайских структур (CAS и около двадцати университетов), вероятно, в два раз больше против 2015 года (это не считая научных структур, тесно связанных с Континентальным Китаем, — Тайваня, Гонконга, Сингапура). Про каждую из них я мог бы много рассказать...

Разумеется, сейчас лидирует Америка — 34 ее университета в первой сотне Nature Index. Но вот надолго ли? В сфере средней школы уже сейчас лидирует Китай (точнее, его наиболее развитые восточные регионы); это показала общемировая проверка 15-летних школьников по главным предметам в 2018 году (я об этом писал). Через десять лет эти китайские школьники придут в лаборатории и... Да, интеллектуальный потенциал Китая стремительно растет, и, очевидно, "Вавилону" это очень не нравится. Ах, если бы китайцы сильно поглупели, хотя бы до "дореформенного" уровня 1978 года или до нынешнего уровня россиян!

Но все-таки надо ответить на вопросы, поставленные в "упомянутой статье". Начнем с "китайской коррупции". В статье цитируется российская "Википедия", согласно которой в 2018 году Тайвань находился на очень скверном 123-м месте в мировой иерархии коррупции, а "величина коррупции" (ВК) составляла 37 (против 88 в почти идеальной Дании). Явная ошибка. Не надо пользоваться русскоязычными источниками, лучше использовать оригинальные документы.

Таким оригинальным документом, который раз в год публикуется организацией Transparency International, является "коррупционный индекс" от января 2021 года. Согласно этой таблице, в 2020 году Тайвань находился на очень приличном 28-м месте, а его ВК составляла 65, что тоже неплохо. Этим данным можно и нужно верить.

Китай в 2020 году находился на "средненьком" 78-м месте, ВК равнялся 42; это место Китай делил с Аргентиной. Бедная Индия (удивительно!) находилась на 86-м месте и имела ВК 40.

Ниже Китая, Аргентины, Индии находились ключевые "среднеразвитые" страны: Турция (на одном уровне с Индией), Бразилия (94-е место, ВК 38), Индонезия (102-е место, ВК 37), Вьетнам и Таиланд (104-е место, ВК 36), Мексика (124-е место, ВК 31).

Наконец, Россия находилась на скверном 129-м месте с ВК, равным 30; легко видеть, что страна эта не очень бедная, но очень коррумпированная и несчастная.

Что касается Китая, то он, как и в экономике и технологии, был ниже высокоразвитых западных стран, но существенно выше "ключевых" среднеразвитых стран. В целом положение Китая в мировой коррупционной иерархии стабильно, с тенденцией к некоторому улучшению.

Окончание следует...

Александр Немец

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter