Вхождение в новую эру
Новосибирск последних лет отметился отменой концертов западных и российских исполнителей, митингами националистов и православных активистов и шовинистическими настроениями в обществе. Свою лепту в эти нерадостные события, внесла региональная структура РПЦ: Новосибирская епархия и ее уже бывший глава – митрополит Тихон.
Перед Новым 2019 годом епархия пережила кадровые изменения: ее главу, 70-летнего митрополита Новосибирского и Бердского Тихона (Леонида Емельянова) перевели возглавлять Владимирскую епархию. На освободившееся место назначен, теперь уже бывший челябинский предстоятель Никодим (Чибисов).
Об отъезде высокопоставленного священнослужителя Емельнова можно сказать коротко — ушла целая эпоха его "правления".
Сначала Тихон был прислан в 1990 году как епископ Новосибирский и Барнаульский (потом Томский), а в 1995 году отозван в Москву на место председателя издательского совета Московской патриархии, викария Московской епархии. В декабре 2000 года, после кончины епископа Сергия, началось второе пришествие Тихона в Сибирь. До 2012 года он пребывал в сане архиепископа, а когда по его инициативе привели церковно-территориальную реформу, область разделили на три епархии, Тихон стал главным над ними и получил повышение конфессионального звания до митрополита. Вот тогда он и начал стремительно превращаться в медийную фигуру.
На фоне обострения российско-украинских отношений в 2014 году, отмеченном аннексией Крыма и развязыванием войны на востоке Украины, в Новосибирске активизировались силы радикально-патриотического толка. Их публичные выступления проходили все лето, перетекли в осень и продолжились в декабре. Вместе с ними начала разворачиваться деятельность православных активистов, печально прославивших город как в России, так и за ее пределами.
В 2014 году в информационной ленте замелькало название старого городского заведения Rock city – клуба с неформальной атмосферой, на площадке которого выступило немало рок-исполнителей. В мае 2014 года, еще не православные активисты, но люди православной традиции заблокировали клуб и добились отмены концерта группы Behemoth ("польских сатанистов и вурдалаков"). В октябре 2014, когда многие новосибирцы продолжали подшучивать над бурной деятельностью православных граждан, те добились отмены выступления в Rock city уже британской группы Cradle Of Filth (организаторы заявили об отмене концерта по техническим причинам).
Столь нездоровое внимание к клубу привело к тому, что весной 2015 года его директор объявил о закрытии заведения "в старом формате" (клуб отказался от былой неформальной атмосферы, перепрофилировав себя в обыкновенный бар с рок-тематикой).
Эпическим примером, выведшим Новосибирск в тренд общероссийских новостей, стала отмена выступления [группы] Marilyn Manson, которое должно было состояться 29 июня 2014 года. Это был первый случай, когда в полуторамиллионном городе планировалось выступление знаменитости такого уровня. Организаторы не скрывали восторг, местная публика питала надежды на хорошее начало — именно на то, что приезд исполнителей такого формата, теперь станет для Новосибирска традицией.
Отмена выступления и по сей день имеет невнятную подоплеку — власть явно не хотела признавать, что в городе открыто нарастает движение реакционно настроенных граждан.
Недавно избранный мэр-коммунист Анатолий Локоть метался между радикалами, журналистами и организаторами, отказываясь внятно ответить, состоится ли концерт или нет. Официальной причиной отказа была названа невозможность обеспечить должный уровень безопасности планируемому мероприятию – в один момент с предполагавшимся концертом в Новосибирске проходил День города. Решение мэрии для общественности выглядело как полное фиаско – она пошла на поводу не только буйной православной прослойки, но и региональных клерикалов, смотрящих на деятельность "активистов" с плохо скрываемым одобрением.
Потом была попытка запретить вузам праздновать День первокурсника:
якобы ночные клубы, где обычно проходило действо, толкают неокрепшее студенчество на разврат и повальное пьянство. Результат вышел со средней степенью успеха: часть мероприятий отменили, часть провели по приглаженной программе. Реакция со стороны горожан была преисполнена иронии, но вскоре выяснилось, это лишь начало.
И вот тут вперед вышел митрополит Тихон с принципом: "надо уважать позицию православных и не насаждать чуждые нам ценности". Воодушевленные первыми успехами "активисты" бросились составлять "черные списки" музыкальных коллективов, коих ни при каких обстоятельствах нельзя допускать в Новосибирск. "Почему-то одни сатанисты к нам приезжают", — недоумевал один из представителей движения Иван Квасницкий, "за всеми не успеваем". Анонсированный блэк-лист выглядел довольно невнятно: в нем были украинские исполнители и российские знаменитости, публично поддержавшие Украину. Это подтверждало тезис городских либералов,
что деятельность православных активистов все теснее переплетается с деятельностью радикальных патриотов, в первую очередь с НОД, а они и не скрывали взаимной поддержки начинаний друг друга.
На состоявшемся сразу после известия об отмене концерта Мэнсона митинге "в защиту нравственности и традиций", председатель "Народного собора" Юрия Задоя заверил всех "неравнодушных" новосибирцев, что активисты и дальше будут стоять на страже "традиционных ценностей" и поддерживать линию Путина "на защиту нравственности".
В последующие годы Новосибирск прочно приобрел репутацию мегаполиса, в котором отмена выступлений музыкальных групп, оскорбляющих своим творчеством чувства определенных слоев населения, стала нормой. Из последнего — отмена выступления группы IC3PEAK из-за прямого давления силовиков на организаторов концерта.
Культурологическая сфера
Увязать деятельность новосибирской епархии и ее предстоятеля с событиями 2014 года, по всей вероятности, было бы не так просто, если бы не культурный скандал, который потряс Новосибирск в 2015 году, когда город еще раз печально прославился на всю страну и за ее пределами. История началась в декабре 2014 года, когда режиссер Тимофей Кулябин явил местной публике постановку оперы Вагнера "Тангейзер" в Новосибирском театре оперы и балета с неоднозначной трактовкой христианских ценностей. Театральная публика не высказала каких-либо существенных претензий к увиденному, активисты-консерваторы долго разбирались как реагировать на произошедшее,
и тогда областной митрополит перехватил инициативу у общественников-мирян, став главным локомотивом громыхнувшего вскоре скандала.
В начале 2015 года "по просьбам православной общественности" он обратился в новосибирскую прокуратуру. Слухи о происходящем на сцене поползли самые темные с рассказами о чуть ли не оргии во время театрального действа. На этом фоне заявления Тихона о том, что "в постановке церковная символика используется не по назначению", лишь подзуживали самые худшие опасения. В обращении было явлено только назревавшее в России "оскорбление чувств верующих". Пока представители закона рассматривали жалобу духовного лица, сам он сотрясал комментариями местную прессу. Растерянным от такого напора журналистам, Тихон пенял на слишком медленно реагирующих на его запрос прокурорских работников. Он предрекал от таких святотатственных постановок трагедию, аналогичную терактам во Франции 7 января 2015 года и обещал нажаловаться губернатору-единороссу (что в итоге и сделал), а также рассказал, что общественность большого города возмущена настолько, что завалила его письмами и телефонными звонками, "с просьбами посодействовать".
К январю-февралю 2015 года ситуация с религиозно-националистическим вопросом в городе приобрела настолько специфический оттенок, что у местных консервативных организаций перемешались все платформы — духовная и патриотическая, и они стали действовать общим фронтом.
Вышеупомянутый Задоя в феврале 2015, поняв, что упускает важную тему, обратился в правоохранительные органы с требованием наслать проверку на оперный театр. Было сложно определить, кого он в тот момент представлял: движение "Народный Собор" и более расплывчатое "православные активисты" стали одним и тем же. Отделение НОД активно включилось в травлю постановки, режиссера и директора театра Бориса Мездрича. Последствия сегодня всем известны: замена директора Мездрича на театрального менеджера Владимира Кехмана, снятие постановки и даже переименование самого театра в аббревиатуру НОВАТ — на время уняли беспокойство главы местной епархии,
а потом, в первой половине января 2017 года главный театр города под руководством Кехмана представил оперу "Рождество" (автором которой являлась Ираида Сальникова, супруга местного священника РПЦ: в ее основу был положен сюжет из Евангелия).
На презентацию прибыл митрополит Тихон. Он похвалил созданное "матушкой Ираидой" либретто и рассказал присутствующим, что столь популярный в рождественское время балет "Щелкунчик" (на музыку Петра Чайковского) — "оккультная постановка", ее главный герой — "принц-оборотень", и ставить подобное богопротивное произведение в светлый праздник кощунственно, балет неплохо заменить на произведение Ираиды Сальниковой.
Общественное
Весной 2015 года местная епархия отметила победу над "Тангейзером" — на сайте областной метрополии появилась публикация "Владыка Тихон наградил членов Александро-Невского братства". Список удостоившихся наград содержал имена тех, кто принимал активное участие в акциях, направленных против постановки оперы. А вскоре в городе начались дебаты о том, нужно ли Новосибирску изваяние последнего российского самодержца Николая II, а потом и Сталина.
Мэр Локоть, вспомнив о коммунистических взглядах, начал противодействовать появлению памятника "кровавому царю", за что был немедля упомянут в разгромной статье за авторством настоятеля собора Александра Невского Александра Новопашина. В опусе, посвященном 100-летию Октябрьской революции, видный протоиерей раскритиковал местную либеральную и творческую прослойку (видимо за нежелание высказать однозначно положительное "да" установке памятнику Николаю II) и прошелся по позиции красного мэра. Он был объявлен провокатором за заявление: "Николай II – не та политическая фигура, которой нужно ставить памятники" (сама статья была озаглавлена "Кто и как раскачивает наше общество"). Локоть отреагировал на критику вяло: памятник вскоре был открыт.
Тема для примирения мэра-коммуниста и областной епархии вскоре была все-таки найдена — Сталин!
Поначалу было неясно, какой будет реакция церкви на увековечивание памяти того, кто сжил тысячи священнослужителей во время советских репрессий. Владыка Тихон и не стал усугублять болезненный мотив, не сказал "нет" возможному появлению в Новосибирске сталинского бюста, после чего негласный конфликт между светским и духовным лицами сразу исчерпал себя.
То, что местная церковная верхушка не будет оказывать никакого противодействия возможному появлению сталинского изваяния, стало окончательно понятным в феврале 2018 года. На заседании горсовета города-спутника Бердска Тихон, отвечая на вопрос об оценке Сталина, говорил долго и обстоятельно о том, что только ругать Сталина — нехорошо, ведь благодаря ему мы победили фашизм, Иосиф Виссарионович сам верил в бога и много сделал для возрождения церковной жизни в СССР. Отдельным аргументом, в пользу того, что не стоит слишком демонизировать вождя, стал исторический экскурс от митрополита — гонениями на церковь занимались и иные правители, например Петр I. Дело, можно сказать, обычное.
Так, под нравственным градусом, протек последний год митрополита в чине новосибирского предстоятеля. Он активно раздавал интервью, в которых традиционно пенял на падение общественных нравов, говорил о предстоящей работе в этой сфере. Разговаривая с журналистами, митрополит порицал областных школьников и их родителей, 80% которых, со слов владыки, "несмотря на наши многолетние усилия" выбирают "основы светской этики" вместо изучения Евангелия. Причины этого Тихон видел в том, что подрастающее поколение ищет легкий путь: "легче изучать не религии, а светскую этику". Чуть позже на заседании заксобрания,
митрополит еще раз вспомнил о молодежи, о явно неправильном понимании такого "божьего дара" как свобода: вольнодумная интерпретация термина ведет не иначе как к полному падению моральных нравов в молодежной среде.
Выход — как можно больше патриотического воспитания вкупе с тотальным религиозным охватом всех сфер общественной жизни.
За несколько дней до своего перевода во Владимир, Тихон выступил на торжественном собрании в честь Дня работников органов безопасности РФ. Собравшиеся в зале офицеры узнали от владыки — что существует такой программный документ как "Стратегия национальной безопасности", в котором прописаны "приоритеты духовного над материальным". "И поэтому, духовное пространство тоже входит в сферу ваших профессиональных интересов" — подытожил областной митрополит.
Между тем сам Тихон годом ранее ненадолго превратился в объект недвусмысленных шуток на довольно избитую тему: "какие там погоны под рясой". Тогда руководитель отдела Новосибирской митрополии по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Александр Красов обиделся на работодателя. Бывший офицер ФСБ, фактически исполнявший при Тихоне обязанности пресс-секретаря, обвинил епархию в несоблюдении трудового законодательства и громко ушел по собственному желанию. Сочетание "РПЦ-ФСБ", замелькавшее в прессе, метрополии явно не понравилось, и назревающий скандал постарались замять как можно быстрее, что было и неудивительно, потому как именно Красов в свое время исполнял роль связующего звена между епархией и всеми внешними организациями, задействованными в организации консервативных митингов, травле "Тангейзера" и другом.