В ночь с пятницы на субботу госсекретарь США Керри, министр иностранных дел России Лавров и спецпосланник ООН про Сирии де Мистура объявили о том, что между Россией и США заключено новое соглашение об урегулировании в Сирии.

Пакет из пяти документов не будет опубликован, потому что стороны считают, что это поможет желающим сорвать исполнение договоренностей. Лавров и Керри пересказали содержание соглашения на 40-минутной пресс-конференции. Мы постарались выбрать главное.

1) В понедельник 12 сентября после заката, с началом праздника жертвоприношения Ид аль-Адха (в России более известен как Курбан-байрам), стороны конфликта должны прекратить любые боевые действия. Россия и США рассчитывают, что им удастся повлиять на эти стороны, чтобы прекращение военных действий продержалось 48 часов и было продлено еще на такой же срок, с тем, чтобы выйти на постоянное соблюдение режима прекращения огня.

2) По окончании первой недели этого режима российские и американские военные и разведчики должны сформировать совместный исполнительный центр
для разграничения террористов и "умеренной оппозиции". Первыми США и РФ считают ИГИЛ и "Джебхат ан-Нусру" (даже несмотря на то, что последняя группировка переименовалась в "Джебхат Фатх аш-Шам" и формально разорвала связи с "Аль-Каидой").

3) После физического разделения повстанцев и террористических организаций ВКС РФ и ВВС США планируют наносить удары по террористам. Утверждается, что уже согласованы районы, в которых не будут летать ВВС Сирии, и они полностью включают в себя зоны присутствия вооружённой оппозиции.

4) Гуманитарная помощь должна быть доставлена во все осаждённые районы, включая восточную половину Алеппо (район дороги Кастелло, ранее в этом году захваченной сторонниками Асада, планируется демилитаризовать для удобства доставки помощи).

Как отмечают обозреватели, без знания деталей сложно предсказывать, насколько соглашение достигнет своих целей, но некоторые замечания по поводу его исполнимости всё же сделать можно (здесь мы намеренно не будем касаться многих важных и нужных вещей, которых в соглашении нет).

1) Керри и Лавров ничего не сказали ни про иранские и проиранские вооружённые формирования (на них фактически не могут повлиять ни Россия, ни США), ни про сирийские ополчения, нередко де-факто являющиеся частными армиями (аналогично). Если подобные сторонники Асада начнут действовать вразрез с соглашением, это вполне может пустить весь процесс под откос.

2) Уже можно спрогнозировать трудности в "отделении мух от котлет". Например, террористы бывшей "Джебхат ан-Нусра" контролируют значительную часть провинции Идлиб, необходимую для снабжения отрядов оппозиции (не говоря уже о том, что там живут семьи многих повстанцев). Кроме того, если повстанцы отойдут на участках фронта, где они соседствуют с террористами, чтобы физически отделиться от них, то эти участки могут занять, а в случае возобновления столкновений (напомним, ранее режимы прекращения огня долго не держались) наверняка займут проасадовские силы. Подобные соображения могут воспрепятствовать исполнению части соглашения, которая, по словам Лаврова, закреплена в качестве приоритета.

3) Во время предыдущего прекращения боевых действий российская авиация бомбила населённые пункты, которые российские военные официально называли присоединившимся к режиму прекращения огня, см. https://citeam.org/ceasefire-violation-in-syria. Если такое будет повторяться и сейчас, трудно ожидать продолжительного отсутствия столкновений на земле.

4) Поскольку контрабанда товаров и людей в блокированные населённые пункты приносит большие деньги некоторым вооруженным формированиям, можно ожидать, что они будут саботировать доставку гуманитарной помощи осаждённым. Некоторые из этих формирований являются как раз теми силами, на которые России и США будет сложно повлиять (см. п. 1). Подробнее о таких формированиях можно почитать в нашем переводе работы военного аналитика Тобиаса Шнайдера о разложении сирийской государственности: https://citeam.org/the-decay-of-the-syrian-regime-is-much-…/

Всё это, к сожалению, не вселяет уверенности, что очередная попытка остановить войну соглашением крупных стран увенчается успехом.

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены