Почему русский народ – в отличие от эстонцев, грузин или украинцев – оказавшись на исторической развилке, выбрал не демократию и свободу (пусть и в том ограниченном и в чем-то неверном их понимании, которое господствует сейчас), - а все то же старое азиатское рабство? Почему не захотел идти вперед, строить то, чего в России еще никогда не было, - а предпочел в очередной раз пятиться назад?
Это что, генетический дефект? Тогда все безнадежно.
Однако я уверен, что такого рода "генетические отклонения" невозможны в принципе. Генетика вообще не связана прямо с духовной ориентацией и не определяет ее. Да, кстати, ее вообще ничего не определяет, кроме нас самих. На то нам дана от Бога свобода выбора: куда идти, какими быть – решаем мы сами.
Почему же русские упорно хотят быть ордынцами – и не хотят стать европейцами?
Ведь для всех очевидно, что европейская культура и европейский уклад имеют целый ряд очевидных преимуществ. Социальная и юридическая защищенность. Экономическое благополучие. Хорошая медицина. Уверенность в завтрашнем дне.
Да, при этом нужно добросовестно и профессионально работать, причем, в условиях реальной и честной профессиональной конкуренции. Но неужели только поэтому – из-за нежелания по-настоящему трудиться – русские всегда выбирают рабство?
* * *
Так как я родился в Молдавии и жил в Украине, у меня есть возможность сравнивать. Должен сказать, что русские в Молдове и в Украине – совершенно нормальные люди. Они и работают не хуже других, а часто – лучше, и в нравственном смысле – ничем не хуже, а часто и лучше, молдаван и украинцев. Притом, многие мои русские знакомые, живущие в этих республиках, - родились в России.
Так что – нет: гены тут ни при чем.
Мои петрозаводские знакомые – в общественных своих проявлениях вполне ордынцы (многие из них сейчас повесили в своих машинах георгиевские ленточки и вообще готовы одобрять абсолютно любые действия власти) – в частной жизни люди весьма разумные, все правильно понимающие. Они хорошо осознают преимущества демократии – и недостатки нашей страны. Они, конечно, хотели бы, чтобы у нас тоже было – как в Финляндии (мы тут живем почти на границе с Финляндией, от нас туда ходит маршрутка – так что почти все там бывали). В то же время своими реальными действиями – на работе и в общественной сфере – они поддерживают статус-кво.
Эти люди – не тунеядцы. Многие из них прекрасные работники. Некоторые – очень умны и талантливы, образованны, знают английский и финский языки (финский здесь учат с 1 класса во многих школах).
Нет, они не боятся реальной конкуренции.
В чем же тут дело?
* * *
На мой взгляд, все просто: ОНИ НЕ ВИДЯТ АЛЬТЕРНАТИВЫ.
Не вообще – а здесь, в России.
Т.е. просто не верят, что здесь возможна демократия.
Почему не верят?
Их разочаровали т.н. "русские демократы".
Когда на рубеже 80-х – 90-х гг. произошел общественный слом – почти все эти люди ИСКРЕННЕ ХОТЕЛИ, ЧТОБЫ В РОССИИ БЫЛА ДЕМОКРАТИЯ. Более того, они готовы были в какой-то мере затянуть пояса, готовы были трудиться и даже ждать какое-то время.
Однако вскоре они ясно увидели, что пришедшие к власти т.н. "демократы" - не лучше, а гораздо хуже прежней партийной номенклатуры.
Собственно, это и была часть той же номенклатуры – но в СССР им приходилось все-таки лицемерить и как-то себя ограничивать и сдерживать. А теперь они совсем обнаглели.
Вот тогда-то и возникло разочарование "русской демократией", под именем которой выступал обычный бардак. И появилось желание вернуться назад, в СССР.
На самом деле они не считают, что СССР и современная Россия (ничем по сути от СССР не отличающаяся) – это идеальные социумы. Просто они знают, как тут жить и умеют тут устроиться. И живут, в общем, неплохо.
Это что-то понятное и привычное им.
А раз вернулись в СССР, то нужно же какое-то удовлетворение людям. Нужно как-то снова научиться уважать себя. Ведь потребность в самоуважении – важнейшая у каждого человека.
Раз уважать себя за цивилизованность, экономическую развитость и пр. не получается – остается естественный, опять же – ордынский, путь: уважать себя за огромную территорию и за крутость, за то, что нас все боятся.
Уже многие и много раз отмечали: популярность Путина – не случайна. Он – типичный русский. Свой парень. У него те же комплексы, та же ментальность. Он понятен, он свой.
Его желания – это желания и большинства населения России.
Вот это совпадение психологических импульсов – и является причиной популярности Путина.
* * *
Однако отказаться от развития, пятиться назад – значит разрушать страну.
Опять же, нельзя сказать, что люди этого не понимают. Все все прекрасно понимают. Мои знакомые врачи говорят: мы отстали на 50 лет. Они же ездят иногда в Европу, читают статьи в медицинских журналах. Они все понимают.
Ученые, строители – говорят то же самое.
Нельзя вечно сидеть на нефтегазовой игле. Пузырь обязательно лопнет.
И к этому моменту НУЖНО ГОТОВИТЬСЯ.
Поражение демократии в России на рубеже 80-х – 90-х гг не случайно. Причина его – в неготовности, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, САМИХ ДЕМОКРАТОВ. Которые, по сути, никакими демократами не были. Им просто хотелось дорваться до власти – а в то время это можно было сделать именно под "демократическими" лозунгами. Так вот – поразительно – но и сейчас в России АБСОЛЮТНО НИКТО НЕ ГОТОВИТСЯ К КРАХУ нынешнего, явно нежизнеспособного, режима. Хотя и постоянно поют песни про то, что вот-вот-вот проклятый, кровавый путинский режим рухнет – и восторженно облизываются. Вот рухнет – и мы придем к власти!!!
Милые, да ведь вы уже были у власти. И в конце концов привели к власти Путина.
Что произойдет в момент краха существующего в России сейчас просоветского режима, нетрудно предсказать. Если ничего не изменится – будет то же самое, что и при Ельцине.
Потому что реальных сил, способных предложить людям что-то иное – явно лучшее, чем то, что они имеют – в России сейчас нет, точно так же, как их не было и тогда.
Нет реальной оппозиции – и нет настоящих демократов.
* * *
В поражении демократии в России виноваты не КГБ, не Ельцин, не кооператив "Озеро", не Путин и не Бастрыкин.
Виноваты в нем т.н. "демократы", в том числе нынешние главные "оппозиционеры" России: Немцов, Ходорковский, Илларионов и пр.
Это все люди из власти. Это часть той же власти.
Если в России не появится настоящая оппозиция, она обречена. Сам народ не может самого себя вести за собой по пути к демократии. Русский народ – не барон Мюнхаузен, чтобы самого себя вытащить из болота за волосы. Нужны организаторы, лидеры, которым поверили бы.
Пока же под именем "демократов" в России по-прежнему выступают ничтожные проходимцы, по сути неотличимые от тех, что находятся у власти, - и вот именно поэтому русский народ ни за что не выберет демократию.
У русских есть нефть, газ, стабильность (пусть иллюзорная) и имперская гордыня. Хоть что-то – но есть. И это все обеспечивается именно нынешней властью, такой, какая есть.
Людям нужно предложить нечто лучшее, и они должны поверить, что это лучшее реально построить у нас, причем – построить без особых жертв и не слишком поступаясь благополучием, своим и своей семьи, – и тогда они охотно пойдут за новыми лидерами.
Русский народ действительно страшно развращен ордынством, имперскостью. Однако дело не только в этом – и не главным образом в этом.
Губят демократию в России всегда сами "демократы": т.е. ничтожные подонки и карьеристы, которые при всяком историческом катаклизме всегда хватают вожжи и начинают править – так, что скоро становятся всем противны. И тогда вожжи у них легко перехватывают уже полные отморозки и бандиты. И это закономерно.
Будущее России зависит, прежде всего, - как это ни странно – от ее оппозиции. Да, той самой, от которой сейчас, вроде бы, ничего не зависит.
Но если появятся настоящие люди, сумеют объединиться и подготовиться к очередному краху очередного нежизнеспособного режима – Россия вовсе не безнадежна.
Вот только пока этого не происходит, к сожалению.
! Орфография и стилистика автора сохранены