Нацдемы начисто "убрали" своих оппонентов, во-первых, за счет теоретической убедительности Ильи Лазаренко, а, во-вторых, просто "числом взяли". Поэт Алина Витухновская, муза нацдемов выполняла в этот раз свою привычную роль символической фигуры на бушприте фрегата национал-демократии, но внесла в обсуждение и вполне реальную лепту, поделившись воспоминаниями о своем путешествии по Европе, в том числе по Румынии в 1989-м, что прямо касалось темы фильма. Благодаря этому высказанные Лазаренко тезисы, что Чаушеску - это плохо, соцлагерь — плохо и социализм вообще тоже плохо оказались подкреплены свидетельствами разрухи Румынии после правления диктатора, очевидцем чего была Витухновская.
Лазаренко в общих чертах изложил национал-демократический дискурс, что делал уже не раз: прозвучала критика централизма и российской государственности как таковой, предложение пересмотреть государственное устройство России, сделав ее настоящей, а не номинальной федерацией, и создать ряд русских республик на территории европейской России, которые стали бы самостоятельными и полноценными субъектами этой федерации.
Попытки полемики со стороны одного из организаторов клуба Алексея Лапшина, ведущего дискуссии Алексея Коленского и присутствовавших в зале нацболов следует признать неубедительными — "подкопаться" под основательное в изложении Лазаренко здание национал-демократизма им не удалось. Свою роль сыграло и то, что, пожалуй, более половины пришедших на заседание Киноклуба составляли сторонники национал-демократии, которые активно поддерживали одного из своих идеологов.
Самую свежую струю в обсуждение внес некий человек, с внешностью древнерусского волхва (седая борода, густая грива волос), который настойчиво говорил о связи власти и сексуальности, причем так, что становилось понятно: его дискурс — ничуть не менее разработанный и подробный, чем национал-демократический. Был момент, когда кто-то из нацболов спрашивал, на что будут жить эти гипотетические вновь образованные русские республики, а одновременно этот гость точно таким же тоном вопросил "Кто будет контролировать сексуальную чистоту?". Сошлись на том, что контролировать будет Витухновская, против чего она сама не возражала.
Исполнительный директор "Солидарности" Денис Билунов в свою очередь поставил под сомнение возможность формирования русской полноценной региональной идентичности в этих таких гипотетических республиках, как например Залесская Русь, которую нацдемы предлагают создать на месте ряда нынешних регионов центральной России. "Региональная идентичность в России если и есть, то не везде, - отметил Билунов, - мы можем уверенно говорить о том, что есть сибиряки, есть приморцы, но начиная уже с Урала, возникают сомнения". Илья Лазаренко ближе к финалу дискуссии и сам признал, что сценарий дезинтеграции, проще говоря — распада России представляется ему более вероятным, чем реализация национал-демократического проекта. "У меня нет ощущения, что российская "федерация" в ее нынешнем виде просуществует ближайшие 10 лет", - сказал он, с чем согласился и Алексей Коленский. При этом Лазаренко подчеркнул,что национал-демократы вовсе не выступают за распад страны, в чем их настойчиво обвиняют оппоненты, однако не считают пресловутую "территориальную целостность" — главной ценностью, а считают таковой интересы русской нации, которая никогда, как они считает, не может стать полноценным политическим субъектом при нынешней российской политической и административной системы.