Саакашвили подчеркнул, что беженцы обязательно должны вернуться на места своего постоянного проживания, а также отметил, что Грузия не собирается применять оружие против собственных граждан, поэтому не будет подписывать договор о ненападении.
Подписание договора о ненападении и невозобновлении огня, а также возвращение беженцев на всю территорию Абхазии является первым пунктом мирного плана, с которым ознакомил грузинскую сторону в ходе состоявшихся в четверг встреч прибывший в Тбилиси с визитом глава МИДа Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. На втором этапе предусматривается экономическая реабилитация Абхазии, на третьем – рассмотрение вопроса о статусе Абхазии. На заявление Лаврова ответил и МИД Грузии, который расценил это заявление как попытку пересмотра всех ранее принятых в рамках ООН, ОБСЕ и СНГ документов в отношении урегулирования конфликта в Абхазии.
"Заявление господина Лаврова вступает в полное противоречие с действующим мандатом Коллективных миротворческих сил СНГ, который обязывает миротворцев следить за соблюдением условий договора о прекращении огня и создавать условия для безусловного и достойного возвращения беженцев",- сказано в заявлении МИДа Грузии.
При этом подчеркивается, что на фоне полнейшего бездействия российских миротворцев инициатива главы МИДа России о разграничении двух органично связанных вопросов проливает свет на истинные намерения России – узаконить итоги "инспирированной Россией и осуществленной руками ее же граждан этнической чистки", чтобы "облегчить аннексию" международно признанных территорий Грузии и военную интервенцию, осуществляемую Россией в Абхазии. "Именно эти аморальные цели и преследует настоятельное требование Москвы подписать очередное соглашение о неприменении силы", - сказано в заявлении.
Грузинская сторона заявляет, что остается сторонником цивилизованного урегулирования проблемы территориальной целостности страны мирным путем, с гарантированной защитой прав нацменьшинств.
Сергей Лавров заявил 17 июля, что, в первую очередь, необходимо безоговорочное подписание соглашения о неприменении силы для дальнейшего обсуждения остальных аспектов подготовленного Германией плана, в том числе и о возвращении беженцев. "Наши западные партнеры пытаются увязать данное требование с подписанием документа о возвращении беженцев, что абсолютно нереально на данном этапе", - добавил он.