У наблюдателей ОБСЕ, которые намереваются прибыть в Россию для мониторинга предстоящих 2 декабря выборов в Госдуму, возникли проблемы с въездными визами. По их утверждению, в российских посольствах говорят, что они еще не получали соответствующих инструкций. И, по словам пресс-секретаря Бюро по демократическим институтам и правам человека Урдур Гуннарсдоттир, это может сорвать всю программу их приезда.

Правда, председатель ЦИК Владимир Чуров говорит, что 30-31 октября Центризбирком направил все необходимые приглашения, на основании которых должны выдаваться визы, к тому же часть западных наблюдателей имеет дипломатический статус и в визах не нуждается. Но уже сегодня ясно, что привычной для ОБСЕ работы на выборах не будет – из-за откровенно недоброжелательного отношения российских официальных лиц...

В соответствии с российским избирательным законодательством, приехать по своей инициативе или по инициативе политических партий и общественных организаций международные наблюдатели не могут. Они должны получить приглашение, которое могут направить или президент, или Госдума, или Совет Федерации, или ЦИК.

Но на этот раз с приглашениями спешить не стали, и понятно почему. Ведь если после выборов 2003 года, когда "административный ресурс" еще не так нагло, как сейчас, использовался для обеспечения результата "Единой России", ОБСЕ заявила, что "результаты выборов были чрезвычайно искажены" и что "предвыборный процесс характеризовался широким использованием административного ресурса и фаворитизма СМИ для проведения агитации в пользу самой крупной пропрезидентской партии, что привело к апатии избирателей", – нетрудно предположить, что будет сейчас.

Заметим, что еще до решения вопроса об их приезде Владимир Чуров начал говорить, что присутствие международных наблюдателей на всех участках – это "вмешательство во внутренние дела", а Игорь Борисов, член ЦИК, курирующий международное сотрудничество, – что "отдельные представители ОБСЕ демонстрируют излишне пристальное внимание к выборам в Российской Федерации".

Господин Борисов, надо заметить, фигура весьма специфическая. Два года назад, выступая на конференции "Российские выборы в контексте международных избирательных стандартов", он сетовал на то, что работа международных миссий в таких "странах молодой демократии" якобы "не имеет ничего общего с демократией, а их заключения зачастую носят ярко выраженный политический оттенок".

Более того, Борисов заявлял, что "пользуясь отсутствием четких критериев и стандартов демократических процедур, определенные группы политического участия запустили процесс "бархатных революций" в постсоветских странах, по своей сути являющейся вмешательством во внутренние дела государств молодой демократии"...

Между тем в соответствии со стандартами ОБСЕ первая группа наблюдателей должна прибыть в страну, где проводятся крупные выборы, не позднее, чем за шесть недель до выборов. И если вспомнить предыдущий опыт работы в России, то ОБСЕ стоило бы уже давно отправить наблюдателей. Но сейчас, судя по всему, сможет приехать лишь первая группа, а основная часть миссии появится в стране только 25-26 ноября.

Что касается численности наблюдателей, то она жестко ограничена – и это вызывает, мягко говоря, недоумение у представителей ОБСЕ. На прошлых выборах Думы в 2003 году их было 1165, сейчас, как уже сказано – чуть больше 330. Впрочем, по мнению Владимира Чурова, качество работы наблюдателей определяется не их количеством, а профессионализмом, и "нет никакого международного документа, где было бы сказано, что легитимность выборов зависит от числа на них международных наблюдателей".

Действительно, нет. Но следовало бы напомнить, что теперь на выборах запрещены наблюдатели от общественных организаций – это право есть только у партий, зарегистрированных на выборах. И вместе с ограничением на число международных наблюдателей, это резко сужает возможности для независимого контроля за выборами.

Заметим, что и докладчик Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по России, глава предвыборной миссии ПАСЕ в России Люк ван дер Бранде высказал резкое недовольство ограничениями, которые фактически наложили российские власти на количество иностранных наблюдателей, приглашенных на выборы. По его словам, 300-350 наблюдателей – это явно недостаточно, и необходимо приглашение большего числа наблюдателей, поскольку надо "учитывать огромные размеры России".

Кроме этого, по словам ван дер Бранде, неудовлетворительна и существующая в России система регистрации политических партий, при которой "только 11 партий смогли пройти процедуру регистрации... партии не могут вступать в предвыборные блоки и коалиции, а избиратель не может проголосовать против всех".

Делегация ПАСЕ, по его словам, "сомневается в целесообразности изменений, которые внесены в законодательство о выборах. В частности — увеличения порога представительства партий в Думе до 7 процентов голосов – этот барьер — один из самых высоких в 47 странах-членах Совета Европы". Она чрезвычайно озабочена тем, что "государство почти полностью контролирует электронные СМИ", ибо "правящая партия контролирует эфир, и это, на наш взгляд, не соответствует принципам проведения свободных демократических выборов".

Ну да, не соответствует – обо всем этом и до уважаемого докладчика ПАСЕ многократно заявляли все без исключения представители российской оппозиции. Но российская власть, напротив, считает это вполне нормальным. И понятно почему: честные, демократические выборы ведь проиграть можно...

Кстати, ЦИК доминирование одной партии в СМИ не подтверждает. По словам Владимира Чурова, в таких случаях "надо приводить веские доказательства и отчеты, а мы только в ближайшие дни публикуем октябрьские отчеты". На вопрос, нет ли у него, как у человека, который смотрит телевизор, именно такого ощущения, Владимир Чуров ответил, что нет, к тому же телевизор он почти не смотрит. Более того, он говорит, что за последнюю неделю резко сократилось упоминание в СМИ всех четырех парламентских партий и возросло – непарламентских.

Заметим, впрочем, что по данным, которые только что обнародовал Центр экстремальной журналистики, более 95 процентов новостного эфира в прайм-тайм на центральных телевизионных каналах посвящено освещению деятельности государственных органов и прокремлевских партий, при этом наибольшее количество времени на всех центральных каналах уделено информации о президенте Владимире Путине.

В этой ситуации можно даже не особенно изощряться, рассказывая о "Единой России" - ведь она сейчас в своей агитации ничего, кроме светлого образа Путина, не использует. И, конечно, если исключить время, отводимое президенту (который, между прочим, является кандидатом в депутаты, но в отпуск, по заботливо проведенной "Единой Россией" поправке к избирательному закону, уходить не обязан), то вполне возможно, что мониторинг покажет не такое уж подавляющее преимущество в СМИ правящей партии. Но эти цифры очевидно лукавы...

Владимир Максимов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter