"Правительство РФ в течение последних лет проделало огромную работу и добилось серьезных и положительных результатов. ВВП страны рос за эти годы хорошими темпами неизменно, каждый год объем экономики России возрастал, инфляция снижалась. Существенным образом росли и доходы наших граждан, реальные доходы. Началось осуществление крупных социальных проектов. И это все – результаты деятельности правительства. Я благодарю вас за ту работу, которая была проделана".

Это – заявление президента Владимира Путина от 12 сентября, когда премьер Михаил Фрадков обратился к нему с добровольно-принудительной просьбой об отставке правительства. Но минуло лишь два дня, и президент заметно изменил тон.

Оказывается, "причиной отставки правительства в значительной степени стало то, что члены кабинета министров сбавили обороты в своей работе". Оказывается, "члены правительства – это, прежде всего, люди, и они начали подумывать о том, как будет складываться их личная судьба после выборов". И потому президент "посчитал правильным отправить правительство в отставку именно сейчас с тем, чтобы расставить все административные акценты и чтобы показать людям, что они имеют шанс остаться в правительстве, министерствах и ведомствах при условии, что осознают ответственность и будут трудиться с полной отдачей сил". И, наоборот, "тем, кто уже готов сменить свою работу или род занятий, лучше это сделать сегодня, чтобы дать возможность создать дееспособную команду, которая будет работать в период выборов и после них".

Замечательно. Вот только хотелось бы спросить (само собой, такое не посмели спросить у президента ни верноподданные "аналитики", ни верноподданные министры): а к себе Владимир Путин не будет применять ровно те же самые критерии? Разве он не задумывается над тем, как сложится его личная судьба после выборов? Разве он не готов сменить свою работу или род занятий? Так, может быть, ему тоже следовало бы сделать это уже сегодня? Или Владимир Владимирович не допускает для себя такой возможности, как не допускает и возможности ухода от власти?

Теоретически, обязанность сменить работу на него накладывает, как известно, Конституция. Практически же, мало кто верит, что он просто так откажется от власти, передаст преемнику ядерный чемоданчик, попрощается с персоналом Кремля и станет рядовым гражданином. Варианты, что называется, на слуху. А сейчас, с назначением 66-летнего Виктора Зубкова премьером, все вероятнее (за исключением, конечно, банального изменения Конституции, что при послушном парламенте проделывается за неделю) становится вариант, при котором именно он, став главой государства, через полгода заявляет, что здоровье уже совсем никакое и что он не в силах нести на плечах тяжкий груз президентских обязанностей. После чего Владимир Путин, не нарушая Конституцию и не вызывая неудовольствия демократических стран, возвращается назад, на временно оставленное место.

Но любопытно во всей этой ситуации не только очевидное лукавство президента, вдруг обнаружившего недостатки в работе правительства, которое он неизменно хвалил все последнее время. Да и данные социологических опросов подтверждали, что граждане, в общем-то, достаточно неплохо относятся к кабинету. 31 процент одобрения деятельности правительства в январе 2006 года – и 43-44 процента летом 2007 по данным Левада-центра в этом плане достаточно показательны...

Любопытно другое. Президент страны на весь мир явил пример самого что ни на есть самодурства. Правительство отправлено в отставку без каких-либо объяснений – поверить в то, что эта мысль пришла в голову милейшего Михаила Ефимовича без посторонней помощи как-то не получается. И наша так называемая "политическая элита", которую давно пора по советской традиции называть номенклатурой, даже и глазом не моргнула. Напротив, принялась восторгаться тем, какой же у нас Владимир Владимирович сложный и непредсказуемый, как умело он сохраняет интригу с преемником, как оставляет себе место для маневра... Как будто бы речь шла не о президенте и главе правительства огромной страны, а о барине, который выгнал одного лакея и нанял другого.

Хотя, в общем-то, аналогия достаточно точна: именно лакеями президента и считает себя упомянутая "элита", чье отношение к президенту выражается известным "пес я твой смердящий, государь!". Кто из высших чиновников не комментирует возможные перестановки, в том числе и его самого касающиеся – как заведенные, твердят одно: "Как решит президент", "как скажет президент, так и будет", "моя судьба в руках президента", "мы люди военные, приказы не обсуждаем"... И очень в последнее время любят говорить, что находятся не на государственной, а на "государевой" службе. Всецело, в общем, завися от одного лица и только его волю и выполняя.

Между тем, попробуй в демократической стране президент отправить правительство в отставку и назначить премьером того, кто в качестве публичного политика неизвестен ровно никому и никем в качестве возможного премьера (а то и президента) не рассматривался – разразился бы нешуточный скандал. Впрочем, ни в одной демократической стране президент просто не смог бы такого сделать, ибо обязан считаться с парламентом, который ни в одной демократической стране не являет собой столь же "аплодирующий орган", как в нынешней России. Да и общественное мнение не позволило бы. Но у нас страна, как известно, не демократическая. В ней все можно. Коня – в сенаторы, криминального авторитета – в губернаторы, лабрадора Кони – в президенты...

Ну, кто, скажите на милость, может сказать, чем отличился господин Зубков за 20 лет нахождения на государственных постах? Подъемом сельского хозяйства в Приозерске? Ростом аграрного сектора в Ленинградской области? Так ведь аккурат в то время, когда товарищ Зубков стал первым заместителем председателя Леноблисполкома (то есть, к 1989 году), оно практически приказало долго жить, судя по количеству и качеству производимых продуктов. Назначением зятя своим заместителем?

Зато выражение руководящего лица как будто бы сошло с фотохроники пленума Ленинградского обкома КПСС 30-тилетней давности. И речь такая же, с, казалось бы, давно забытыми оборотами. Нам рассказывают сказки про необычайные успехи товарища Зубкова в борьбе с отмыванием денег, но все эти успехи засекречены, не проверишь. А хотелось бы понять: кто именно отмывал? Как именно он за это наказан? Кто из госчиновников ему в этом способствовал и наказан вместе с ним (а без бюрократического содействия это просто невозможно)? Но молчит Кремль. Не дает ответа...

И что с этим всем делать? Мириться? Дождаться весны и вручить власть тому, на кого перед этим укажет палец ноги нынешнего президента? Вот, мол, вам – новый барин будет вас казнить или миловать? Или все-таки сделать все, чтобы сорвать операцию "преемник", показать "кремлевским", что страна – не вотчина, дарованная им во владение?

В одной анкете мне недавно попался вопрос: какую бы должность вы предоставили Путину после 2008 года? Я ответил коротко: ту, которую сегодня занимает Ходорковский.

Возможно, Владимир Владимирович думает, что с ним такого никогда не случится. Но хочется верить, что он ошибается. Кстати, на его месте я бы и не своих нынешних холуев тоже не очень рассчитывал: стоит ему перестать быть президентом – сдадут в ноль минут. С радостным визгом. И тут же расскажут нам про него всю правду...

Борис Вишневский

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter