Казалось бы, можно радоваться. Сергей Иванов покинул военное ведомство. Вооруженные силы освобождены наконец от министра, который не только не стеснялся своей некомпетентности, а, похоже, даже ею гордился.

Почти за шесть лет, пока Иванов служил министром, он так и не дал себе труда выяснить, чем подразделения отличаются от соединений. При включенных телекамерах он докладывал президенту, что в океане патрулируют наши многоцелевые атомные подводные лодки с ядерным оружием на борту, хотя субмарины этого класса не имеют ядерного оружия уже лет пятнадцать. Иванов без конца путался в количестве военнослужащих, которые должны стать контрактниками, и в числе военных пенсионеров.

И, главное, Иванов объявил военную реформу завершенной, даже не начав ее. При том, что военный бюджет вырос за эти годы почти в семь раз, российская армия представляет собой уменьшенную и совершенно не дееспособную копию советских вооруженных сил. Из-за Иванова страна не воспользовалась почти идеальными внешнеполитическими и экономическими условиями для реформы армии.

Более того, многие увидели добрый знак в назначении на должность министра Анатолия Сердюкова, бывшего главы налоговой службы. Ведь когда генерала ФСБ Иванова именовали гражданским министром, в этом была очевидная натяжка. Ну, а бывший директор мебельного магазина Сердюков – уж точно гражданский. Казалось бы, вот он, реальный гражданский контроль над военными.

К сожалению, это не так. Существующая в стране система управления вооруженными силами является очевидной профанацией гражданского контроля. История с назначением Сердюкова прекрасно это иллюстрирует.

Только Владимиру Путину известны резоны, по которым он остановил свой выбор на Сердюкове. Все прочие граждане пребывают в полном неведении относительно того, как новый министр собирается руководить армией, какие цели перед собой ставит, как он намерен тратить едва ли не четвертую часть всего госбюджета. Выяснить все эти небезынтересные вещи можно было бы в ходе парламентских слушаний, которые должны были бы предварять утверждение в министерской должности. Ничего подобного у нас не предусмотрено. И посему остается лишь гадать, обладает ли Сердюков хотя бы в минимальной степени знаниями, необходимыми на министерской должности.

Впрочем, даже если допустить, что гражданский министр достаточно компетентен и полон благих идей, при нынешнем устройстве военного ведомства он будет совершенно беспомощным.

Дело в том, что в России до сих пор не разделены функции военного и политического руководства вооруженными силами. Министр обороны должен принимать решения по сотням сугубо военных вопросов: боевой подготовке, развертывания тех или иных систем вооружений. Но в отсутствие компетентных гражданских чиновников (которых, конечно же, необходимо специально готовить) он обречен во всем полагаться на мнение генералов, у которых могут быть собственные, сугубо корпоративные интересы.

Вспомним, Сергей Иванов был назначен главой Министерства обороны в 2001 году, когда во время трагедии "Курска" Путин убедился: генералы и адмиралы безбожно лгут президенту. Иванова и командировали в военное ведомство для того, чтобы обеспечить президента правдивой информацией о состоянии дел в армии. Однако очень быстро из представителя главы государства в военном ведомстве Иванов превратился в представителя интересов генералитета. Вместо контролера он стал ретранслятором генеральского вранья.

В результате чего и сам не раз попадал в глупейшее положение и многократно ставил в него президента. Взять хоть недавние заявления Путина о том, что если в Польше будут размещены ракеты-перехватчики американской системы противоракетной обороны, то они в будущем могут угрожать нашим ядерным силам. Чтобы понять, что президент введен в заблуждение, достаточно взглянуть на карту. В случае нанесения ответного удара по США ракеты полетят по самому короткому пути – на север. Тогда у американцев, которые могут осуществить перехват лишь в космосе, нет никакого шанса догнать наши ракеты.

Еще нелепее то, что Путин пугает американцев некими магическими боеголовками, будто бы способными преодолевать американскую систему ПРО. Военные руководители не слишком скрывают, что речь идет о неких боеголовках, которые летят в космосе по баллистической траектории, а войдя в атмосферу, начинают маневрировать подобно крылатым ракетам. Но способность боевых блоков маневрировать в воздушном пространстве бесполезна, если американцы собираются уничтожать их в космосе, то есть до того, как они достигнут атмосферы. Подозреваю, что чудо-боеголовки были разработаны в середине 80-х для прорыва совсем другой ПРО. Той самой, которую США собирались создавать по рейгановской программе "звездных войн". Однако как можно предположить, у наших военных остались старые наработки, которые они и презентовали руководству страны. А Путин с Ивановым были рады поверить в "чудо-оружие".

Как видим, отсутствие гражданского контроля, слепое доверие так называемым военным специалистам оборачивается серьезными внешнеполитическими промахами и экономическими потерями (ведь на производство бесполезных боеголовок будут истрачены немалые деньги). Однако Путин, похоже, до сих пор уверен, что весь гражданский контроль заключается в праве президента назначить министром обороны бывшего директора мебельного магазина.

Александр Гольц

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter