Из некоторых информационных сообщений, предварявших визит Владимира Путина в Индию, можно было сделать вывод о состоявшемся качественном прорыве в сотрудничестве между нашими странами. Сам список подготовленных к подписанию документов внушал искреннее уважение.

Россиянам сообщили, что наши страны договорились о совместной разработке и производстве истребителя пятого поколения и новой модели военно-транспортного самолета. Президент также должен был подписать соглашение о лицензионном производстве в Индии двигателей к истребителям МиГ-29. Наши специалисты готовы взять на себя ремонт и модернизацию большей части вертолетного парка индийских ВВС. Это без малого почти двести винтокрылых машин Ми-8 и Ми-17. На подходе производство совместной сверхзвуковой противокорабельной ракеты подводного старта "БраМос". В случае реализации проекта подводный флот Индии уступит только России мировое лидерство в обладании этим оружием. Почти готова программа военно-технического сотрудничества наших стран на длительную перспективу. Самым внушительным и весомым пунктом этой программы значилась возможная продажа Индии 126 новейших истребителей четвертого поколения Миг-35.

Надо честно признаться – выполнение всего перечисленного означало бы и в самом деле прорыв в военно-техническом сотрудничестве между нашими странами. Что, в свою очередь, пошло бы только на пользу России. Сегодня Индия – стремительно развивающаяся держава, которую даже самый закоренелый скептик не решится назвать страной третьего мира. По своему экономическому и интеллектуальному потенциалу, Индия стоит в двух шагах от того, что двадцать лет назад мы бы назвали "статусом сверхдержавы". Понятно, что завоевание индийского рынка, а тем более вхождение в индийское экономическое пространство в качестве равноправного партнера, послужило бы дальнейшему укреплению авторитета России на международной арене.

Но все это лишь предварительные договоренности. О проекте совместного производства нового истребителя и военно-транспортного самолета говорить вообще преждевременно. Согласно заключениям специалистов, прежде чем приступать к обсуждению конкретных деталей, сторонам придется еще преодолеть массу препятствий, прежде всего в части согласования нормативной базы.

"Рособоронэкспорт" действительно ведет с индийской стороной интенсивные переговоры по поводу модернизации вертолетного парка. Однако свои услуги предложила также израильская фирма IAI. Индийской стороне предстоит еще сделать свой выбор. Равно как и в случае с предполагаемой покупкой пресловутых 126 истребителей МиГ-35. Машина эта действительно очень приличная. Но на тендер – а россиянам предстоит участвовать именно в тендере – будут выставлены лучшие в мире самолеты этого класса. Даже неспециалистам известны марки истребителей F-16, Rafal, Grippen и Eurofighter. Не факт, что в этом состязании победит наша машина, как бы она ни была хороша.

Даже проект программы военно-технического сотрудничества на период после 2010 года тоже находится в стадии предварительных согласований. Во второй половине 2007 года должны пройти первые консультации по черновому варианту этой программы. Так что называть документ "в целом готовым" вряд ли допустимо.

Как у нас это часто бывает, дело дошло до смешного. Единственным, действительно готовым к подписанию документом из всего пакета, оказалось соглашение о лицензионном производстве двигателей для Миг-29. Но, во-первых, здесь речь шла уже не о сотрудничестве, а о рядовой сделке по продаже готовой технологии. Во-вторых, по данным газеты "Московский комсомолец", техническое подписание соглашения состоялось в апреле 2006 года, то есть, почти год назад. Просто, когда организаторы визита нашего президента в Индию увидели, что подписывать Путину фактически нечего, на свет божий была извлечена бумага годичной давности. Я не говорю уже о том, что речь в данном случае вообще идет о разработках сорокалетней давности. МиГи были закуплены индийцами в восьмидесятые годы. А в Советском Союзе опытные варианты этого палубного истребителя впервые поднялись в воздух еще в середине шестидесятых годов. Поэтому в данном случае говорить о какой-то технической новинке просто неприлично.

Что же мы имеем, как говорится, "в сухом остатке"? С российской стороны – естественное огромное стремление к сотрудничеству и освоению новых рынков. С индийской стороны – вежливую готовность к переговорам и рассмотрению всех возможных вариантов в сочетании со столь же естественной настороженностью.

Российское стремление вполне может быть реализовано. Для этого сегодня действительно есть все условия. Но не следует торопить события и говорить "гоп" раньше времени. Бизнес требует динамики, но не любит преждевременной публичности.

Тем более что пока вместо грозных пушек нам демонстрируют безобидные бумажные хлопушки. В виде намерений и благих пожеланий.

Георгий Глазунов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter