С 1995 года в стране происходит фактическое разрушение государственного регулирования и контроля в области природопользования и охраны природы. При этом ослабляется и размывается природоохранное законодательство, беспрерывно реорганизуются соответствующие федеральные структуры (вплоть до ликвидации), нарушается взаимодействие федеральных и региональных органов государственной власти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

Все эти процессы деэкологизации государственного управления особенно активно развиваются в последние годы. Очередная реорганизация государственного управления, проведенная под флагом административной реформы, не решила, а усугубила многие проблемы природопользования и охраны природы. Отдельные положительные инициативы в этой области (Экологическая доктрина, ратификация Киотского протокола) не могут изменить общей негативной тенденции обострения проблем сохранения природы в России.

Здоровье человека и устойчивость экономики зависят от устойчивости природных систем и благополучного состояния окружающей среды. Обеспечение эффективного функционирования природных систем во многом зависит от законодательства и его соблюдения в полном объеме при контроле со стороны общественности.

В связи с этим экологические общественные объединения обращаются к политическим партиям и кандидатам в депутаты, участвующим в выборах в Государственную Думу РФ пятого созыва, с требованием включить в свои программы (их законодательной деятельности), в качестве первоочередных и срочных мер:

1. Принятие поправок в законодательство с целью восстановления независимой государственной экологической экспертизы документов и/или документации, обосновывающих любую хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, запрета эксплуатации хозяйственных объектов, не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.

2. Обращение в правительство Российской Федерации о необходимости создания самостоятельного федерального ведомства по охране окружающей среды в ранге министерства с исключительными полномочиями в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, независимого от структур, связанных с управлением использования природных ресурсов.

3. Принятие поправок в законодательство о полном запрете ввоза из других государств на территорию России любых радиоактивных материалов на хранение, захоронение или переработку. Введение платы за сбросы, выбросы и захоронение радиоактивных веществ.

4. Законодательное обеспечение обязательного своевременного/предварительного информирования населения о:
* проектах решений органов исполнительной и законодательной власти всех уровней и органов местного самоуправления, затрагивающих вопросы состояния и сохранения природной среды и использования природных ресурсов (начиная с момента принятия решения о разработке этих документов);
* документации (включая информацию о ее разработке и принятии), обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, способную оказать воздействие на состояние окружающей среды. А также законодательное обеспечение:
* гарантий свободного доступа общественности к этим документам и материалам;
* гарантий учета мнения общественности при принятии решений о реализации проектов, существенно влияющих на условия проживания и отдыха жителей России.

5. Принятие закона о введении запрета (моратория) на срок не менее 5 лет на:
* выращивание генно-модифицированных организмов (ГМО) в открытом грунте;
* использование ГМО и полученных из них продуктов в питании для младенцев, детей дошкольного и школьного возраста, в лечебно-профилактических учреждениях, в вооруженных силах.

6. Принятие поправок в законодательство с целью запрета проектирования и строительства следующих объектов федерального уровня без положительного решения референдума субъекта РФ и референдума соответствующего муниципального образования:
* объектов гражданской ядерной энергетики;
* крупных гидротехнических сооружений;
* крупных (в т.ч. химических и металлургических) производственных объектов;
* объектов по уничтожению химического оружия.

7. Принятие поправок в законодательство с целью безусловного запрета на изменение режима, статуса или характера использования земель, занятых особо охраняемыми территориями федерального значения, а также территорий, включенных в Список всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО, на изъятие территорий защитных лесов и иных особо охраняемых природных территорий и объектов для реализации любой хозяйственной или иной деятельности, не связанной с целями и задачами этих объектов.

8. Принятие поправок в законодательство с целью радикального повышения эффективности мер в области охраны объектов живой природы, в том числе ужесточение ответственности за их незаконный оборот.

9. Принятие поправок в законодательство с целью восстановления правового статуса общественного экологического контроля, включая внесение дополнений в Кодекс РФ об административных правонарушениях о наделении представителей общественных объединений специальными полномочиями в области инспектирования хозяйствующих субъектов при осуществлении общественного экологического контроля.

10. Принятие поправок в законодательство с целью укрепления и усиления системы государственного и муниципального экологического контроля.

11. Инициировать процесс ратификации Конвенции по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспо, 1991) и присоединения к Протоколу по стратегической экологической оценке к Конвенции по ОВОС в трансграничном контексте.

12. Принятие закона о поддержке энергетики на основе возобновляемых источников энергии.

13. Содействие экологизации системы образования.

14. Принятие поправок в закон «О некоммерческих организациях» с целью исключения положений, неправомерно затрудняющих деятельность неправительственных организаций.

15. Принятие закона, регулирующего плату за загрязнение окружающей среды.

16. Принятие закона, регулирующего оборот тары и упаковки.

Мы полагаем, что реализация данных требований отвечает экологическим интересам избирателей и необходима для устойчивого развития (будущего) нашей страны.
****************************
1. "Гроза", Воронеж
2. Алтайский краевой фонд "Алтай-21 век"
3. "Зеленые Острова", Рязань
4. Бюро региональных общественных кампаний, Владивосток
5. Гринпис России
6. Комитет спасения Печоры, Республика Коми
7. Балаковское отделение ОО "ВООП", Саратовская область
8. Общественная экологическая организация СПЭС (социально-правовое экологическое сотоварищество), Нижегородская область
9. "Природа и Молодежь", Мурманская область
10. Байкальская волна, Иркутск
11. Экологический центр «Дронт», Нижегородская область
12. Экологическая вахта Сахалина
13. Бурятское региональное объединение по Байкалу, Улан-Удэ, Республика Бурятия
14. Сибирское экологическое агентство, Томск
15. Центр Экологических Инициатив, Санкт Петербург
16. Костромское областное общественное экологическое движение "Во имя жизни" 
17. Группа общественной экспертизы ТЭО строительства ДВ АЭС, Комсомольск-на-Амуре
18. НПО Фонд "Коллективная программа по сохранению биологического разнообразия "Феникс" (Фонд "Феникс"), Владивосток
19. КРОО "Камчатская лига независимых экспертов"
20. ОБЭО "Зеленый мир", Сосновый Бор – Санкт Петербург
21. Самарский областной Социально-экологический Союз
22. Фонд развития образования "Экос", Самара
23. Центр содействия Волго-Уральской экологической сети, Самара и др.