Возвращаясь к случившемуся на прошлой неделе разговору с Михаилом Фишманом (если кто-то не смотрел, но интересуется, то может ниже) - хотел бы вытащить из него тему кризиса Западного мира. 

Кризис Европы (Закат Европы) – один из символов веры русского человека. Это  "фишка" нашего изначально православного мировоззрения, передающаяся по наследству любым его идеологическим "детям" и даже "внукам", в какие бы экстравагантные одежды не рядились бы эти франты и как бы "по-семейному" не ссорились между собой. 

Можно быть воинствующим атеистом и ярым оппонентом русского самодержавия, но  при этом носить в сердце глубокое разочарование Западом и его культурой, жить ожиданием финала  этой великой "исторической сказки". Примером могут служить многочисленные русские политэмигранты от Герцена до Солженицына. 

В принципе, это естественно и логично. Русская культура с ее византийско-ордынским "бэкграундом" изначально была и остается внутренней антитезой Западного мира (другой, альтернативной Европой). Гибель Запада представляется ей наипростейшим и поэтому самым желательным способом решения своих собственных экзистенциальных проблем. Зачем напрягаться, зачем искать выход из тупиков и противоречий, если Запад (главный конкурент и культурная угроза) сам погибнет, и проблемы решатся сами собою? В таком случае единственно правильной стратегией выживания является выжидание: замереть и ждать, пока мимо пронесут труп твоего врага. 

Сознательно или подсознательно к этому склоняется значительная часть элиты, в том числе и та ее часть, которой отдельные проявления кремлевского курса на самоизоляцию и выпиливание России из "мировой системы" (например, война) не нравятся. Это одна из скреп нынешнего консенсуса власти и элит. "Мы вас похороним" forever…

По существу же проблемы можно сказать, что дыма без огня не бывает. Комплексный кризис на Западе имеет место быть и включает в себя как очередной кризис капитализма, кризис политической (электоральной) демократии, так и кризис культуры. Это естественным образом еще больше подпитывает ожидания конца Западного мира. Но все же слухи о смерти Запада представляются несколько преувеличенными…

Во-первых, если Западу и суждено умереть, то его агония займет целую эпоху, а то и не одну. Известно же, что пока толстый сохнет, худой сдохнет. Поэтому гибель Западного мира вовсе не означает автоматический расцвет Русского мира. Скорее она  подстегнет агонию последнего как своего слабого звена – больного человека Европы XXI века. 

Во-вторых, выживет тот, кто быстрее мобилизуется для ответа на те вызовы, которые возникают перед цивилизациями в связи с очередным технологическим фазовым переходом. И в этом отношении шансы Запада выглядят предпочтительнее. С таким настроением, которое господствует в России, "слоника не продашь"… 

Владимир Пастухов

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены