Сергей Соловьев. Фото: ok.ru
  • 14-12-2021 (11:54)

Точно отразивший время

Блогосфера о кинорежиссере Сергее Соловьеве

update: 16-12-2021 (12:19)

В возрасте 77 лет скончался режиссер фильмов "Асса", "Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви" и "Сто дней после детства" Сергей Соловьев. В разные годы Соловьев был председателем союзов кинематографистов Москвы, России, стран СНГ и Балтии. Одной из наиболее известных работ режиссера стал фильм "Асса" 1987 года, воспринимающийся и сейчас как порыв к свободе.

Ян Валетов:

"Не стало Сергея Соловьева...

Асса...

По теме
НОВОСТИ

Еще один мостик между нами и молодостью рухнул.

Что ж это за год такой?"

Ксения Ларина:

"Я не сразу оценила "АССУ", каюсь, в момент выхода фильма я не была очарована и прибита им так, как многие . Мб, я уже была старше того поколения Ассы, а мб — наоборот, моложе. Хрен его знает. Ассу я оценила гораздо позже, и увидела в ней не только предчувствие перемен, но и важнейшую концептуальную идею разности людей и смыслов.

Ведь и сам САС — торжество разностей! Он сам по себе "ноев ковчег": в нем уживаются не просто разные жанры, а абсолютно противоположные! И везде он искренен, везде настоящий, везде — он".

Диляра Тасбулатова:

"Большой талант, искрометный человек, редкостный остроумец и жизнелюб. Но дело не только в его "посторонних" дарованиях: некогда ведь и режиссер номер один, чувствующий Время как никто, блестящий стилист — "Чужая Белая и Рябой" снята так, как мало кто умеет, фильм редкой красоты.

И хотя на "Ассу" кое-кто кривился, я люблю этот фильм-предвидение: Соловьев обозначил наше будущее, с его приоритетом сильного против слабого, торжества беспредела и скатывания в пропасть, почувствовал конец эпохи и наступающий новый кошмар… Люблю и его "Нежный возраст", горькую картину о безвременье.

Как это ни смешно звучит, Соловьев, хотя он меня и не помнит (было одно интервью, всех не упомнишь), но у меня с ним такие косвенные связи: прекраснейшая Аня, его дочка, Анна Друбич, талантливейший композитор, дала мне свой кадиш для фильма о Маше Рольникайте. Бесплатно, что особенно ценно: деньги на производство кончились.

Ну а то, что он набрал казахский курс и действительно научил ребят искусству режиссуры, фильмы которых впоследствии, после окончания его ВГИКа, раскачали наше совковое болото, и казахфильмовское, и общее, пост-ссср: одна "Игла" чего стоит, были и другие фильмы, целое направление, "Конечная остановка", например, Серик Апрымов или блестящие фильмы Абай Карпыков, Кости Салыкова…"

Александр Ильчевский:

"Фильм "АССА" ("Автор Соловьев Сергей Александрович") я посмотрел в подмосковном видео-салоне за рубль. Нынешним молодым людям трудно понять, почему надо было ехать в какой-то шалман и смотреть там на шатких стульях за деньги кино. Фильм до сих пор производит на меня впечатление снаряда, в который было сведено самое ценное, что только существует в человеческих ощущениях: молодость, сопряженная с новизной времени. Люди, примерно 1970 года рождения — это особенное поколение, чьё сознание взрослело и несло при этом на пике запечатленную смену эпох. Такое не забывается и становится навсегда стержнем личности. Сергей Соловьев как раз и был тем художником, что сформировал для нас время и ввёл его в жилы. Светлая ему память".

Михаил Сава:

"Соловьев ушел. Что бы кто ни говорил, но его фильм АССА был очень точным отражением времени. Во многом пророческим, так как в новом открывающемся мире для нового поколения, а главное лучших его представителей в новой жизни места не предусмотрено. Танцуйте, пойте, любите, мечтайте, но это не праздник — это ваши похороны…"

Александр Хоц:

"Зачем нам "пульсация вен"?

Вечный лозунг так называемой "русской интеллигенции": "Перемен требуют наши сердца". Как правило, в этом призыве много морального пафоса (фильм "Асса" заканчивается песней Цоя).

Но вот странный вопрос: а зачем "перемены" русской интеллигенции? Что они меняют в её моральном выборе? Как правило, ничего не меняют. Тогда зачем петь о переменах?

В интервью 2016 года Сергей Соловьёв рассказал, что хотел открыть в Ялте кинофестиваль "Асса". Но, увы, не сложилось..

"...Никак у меня Крым не связан со всей этой политической дребеденью. Но она, конечно, до меня долетает. Находясь в Крыму последний раз, я получил письмо в конверте, запечатанном сургучом, от главы полуострова. Он приглашал меня встретиться и поговорить. (...) А чего ж не пообщаться? Я никак не учел, что нужно двести раз подумать, прежде чем общаться. Сразу поехал разговаривать. (...) Они предложили мне делать Ялтинский кинофестиваль "Асса". (...) Я подумал, что это роскошное предложение. Можно было бы сделать грандиозный фестиваль. Я ответил, что я готов".

Вот и всё, что надо знать об отношении "лучших представителей" российского общества к факту войны с братским народом. Всего лишь "политическая дребедень", которая "долетает". Фестивали на костях.

В следующий раз, когда лучшие люди российского общества будут звать меня к переменам, которых "требуют наши сердца", я попрошу уточнить их список. И выдать мне расписку, что меня не обманут".

Телеграм-канал "Ваш покорный слуга QR-Кот":

"Жаль.
Некоторая часть юности ушла.
Но...
Режиссер заканчивает работу над фильмом.
Артист выходит из роли.
Художник завершает картину.
Писатель ставит последнюю точку в книге.
А дальше фильм, картина, книга живут своей жизнью.
А автор — своей. Отдельной от творения (и этот тезис — совершенно естественный и рациональный — я намерен отстаивать, как баррикаду [здравого смысла]).
Это по поводу многочисленных порч биографий. Творение такой порчей не испортишь, не деконструируешь. Воспоминания о себе — да".

Егор Седов:

"Пишут, что покойный режиссер не просто провел детство в Северной Корее, но и умудрился подраться с будущим Кимом II. Тогда еще, конечно, не "любимым руководителем" и "звездой горы Пэкту", а мальчиком Юрой с Очень Важным Папой.

Ну... если хоть раз во время драки залепил Юре по морде, много грехов ему спишется. (Бывают "ошибки молодости", но случаются и "ошибки старости".)

Жаль, что в старости он с тоталитаризмом драться не стал.

А вот "Бананану" не спишется ни-че-го. Говорить о нем просто неприятно.
Впрочем, фильм есть фильм, роль есть роль, а 1987 год — это не 2011-й, не 2014-й и не 2021-й".

Он же:

"В реальности все еще хуже, чем в фильме.
Бананан убит не был. Он выжил — и кем-то вроде Крымова нынче работает. А Город Золотой — к несчастью, померк, стал тоскливо-серым. К счастью — не для всех".

Артур Москвин:

"Бананан стал музыкальным продюсером. Некоторое время был близок с Аллой Борисовной, даже ходили слухи о возможной свадьбе, но они не подтвердились. Сейчас иногда дает короткие интервью, где ностальгирует о прошлом. С теплотой вспоминает о Крымове, "который открыл дорогу в жизнь и многому научил".

Крымов хорошо поднялся в 90-е и еще лучше в нулевые, стал олигархом. Жил в Лондоне. После развода с шестой женой дела стали идти все хуже. В последние годы окончательно ушел в тень.

Алика стала участковым терапевтом, работала в подмосковной поликлинике. Вышла замуж за водителя скорой помощи. Родив двоих детей, развелась и растила их в одиночестве. Дети пошли по стопам матери и закончили медицинский институт. Очень гордится своими детьми и продолжает видеть в них смысл жизни.

Шурик сел, отсидел, потом снова сел, а потом потерялся. Нашли его совсем недавно, когда он пытался подсунуть фальшивый куар-код, чтобы посетить музей космонавтики в Москве. На том и спалился. При этом на нем была форма полковника военно-космических войск и фальшивое удостоверение офицера на имя Германа Титова.

Витя эмигрировал в США. Поначалу работал таксистом, потом на стройке, пел в ресторане. Однажды его дела пошли резко в гору и он открыл в Нью-Йорке собственный ресторан с поэтическим названием "У самого синего моря". Поговаривали о его связях с русской мафией, что никак не подтвердилось. Году в 2015-м в ресторан Вити заходил Трамп, который заказал стейк с русской горчицей, забрал черный чемоданчик, который оставил ему другой посетитель и не доев стейк внезапно уехал, к досаде Вити, так и не попробовав фирменное ресторанное блюдо из астраханских бычков.

Неизвестный вокалист из концовки фильма, певший про перемены, как выяснилось, и в самом деле был оператором котельной, а музыкой занимался в свободное от работы время. Дальнейшая судьба его недостоверна".

Карина Кокрэлл-Фере:

"Недавно пересмотрела "Ассу" Сергея Соловьева, и вдруг стало еще яснее.

Депрессивную, клаустрофобическую безысходность позднего СССР (которую так символически точно отразила зимняя Ялта, укутанная в цементного цвета туман, немыслимо печальная, как все курортные парадизы зимой), в реальности ВЗОРВАЛИ И РАЗРУШИЛИ не условные Цой и Бананан (молодые демократические, творческие силы перемен), а условные Крымовы.

Что мы видим? Что гениальному советскому вору стало абсолютно тесно в рамках СССР, и в этом причина его трагизма. Замшелый мавзолейный монолит, со вцементированной в него бессмертной элитой, мешал социальным лифтам и выходу крымовых на международную орбиту, без оглядки и опаски.

Бананану тоже тесно в мире, где зевающие милиционеры следят, чтобы парни не носили в ухе серьгу.

Точнее, устремления цоев, банананов и крымовых ("мы ждем перемен!") в СССР идеально совпали в конце 80х, и это сделало возможным давно назревший и когда-нибудь обязательно случившийся бы развал СССР. Но всегда нужна последняя соломинка, что ломает хребет верблюда.

В фильме гибнут и Бананан (дьявольски убитый Крымовым), и Крымов, а Цой гибнет всерьез.

Показан неизбежный финал: смотрите, вот что всех ждет, если перемен не случится. И вот что, если они случатся.

И они случились.

В итоге, условные крымовы (и далеко не такие обаятельные или образованные), но готовые, если нужно, и убить, получили не только то, что хотели, а неизмеримо больше. Всю страну. Влияние в мире, о каком не могли и мечтать.

Победа над отжившим СССР произошла, не в последнюю очередь, благодаря отталкиванию от Москвы множества стран, удерживаемых в сфере влияния СССР, но если говорить о победе демократии внутри страны, победили ли бы СССР условные Цой и Бананан (молодые, демократические силы, требовавшие перемен) если бы не совпали с Крымовым в желании перемен?

Мне кажется, нет.

Но совпадение их устремлений временное, и, в итоге, крымов всегда пытается убить бананана.

Потому что со временем, от иллюзии всемогущества, она все-таки происходит - трансформация "ворюги" в "кровопийцу".

 

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter