Читатель в комментарии к моей вчерашней статье вспомнил и привел письмо деятелей российской культуры от 2000 года ("Письмо 21-го") в поддержку действий Путина в Чечне. Письмо стало ответом на "Письмо европейцев против войны в Чечне", под которым стоят 211 подписей, в том числе и, к чести России, россиян.

Приведу оба письма полностью, они небольшие. Бывает полезно вспомнить недавнюю историю, кто в чьем лагере находился изначально, в том числе затем, чтобы правильно оценить сегодняшнюю позицию иных представителей "оппозиции", и истинные, а не те, в которых они пытаются нас убедить, побудительные мотивы, движущие ими сегодня.

Письмо европейцев против войны в Чечне

Ужас преследует Европу

Грозный стерт с лица земли — при полной безнаказанности.
Деревни предают огню
— при полной безнаказанности.
Раненых добивают
— при полной безнаказанности.
Живых пытают
— при полной безнаказанности.
Женщин и мужчин насилуют
— при полной безнаказанности.
Народ истребляют
— при полной безнаказанности.
И мир молчит
— единодушно соучаствуя.

Ничего — ни громкого и недвусмысленного осуждения, ни дипломатического давления, ни финансовых санкций, ни уголовного преследования. Добровольно сдавшись собственному бессилию, Европа отрицает саму себя.

Вчера, после 45-го, рождение Европы состоялось, когда она трижды сказала "нет". В прошлом — Гитлеру, в настоящем — Сталину, в будущем — колониальным войнам, которые она сумела себе запретить.

Сегодня господин Путин считает, что все дозволено. Казнь, которую русский Генштаб вершит над Чечней, возрождает и реабилитирует чудовищные методы, которые могут быть востребованы кем и где угодно.

Завтра наши находящиеся в прострации слепые "моральные авторитеты" и "реальные политики" спохватятся. Но — слишком поздно для Чечни. Слишком поздно для наших детей и для русского народа.

Подписывая это воззвание, я (если я не ошибаюсь, написано письмо было Андре Глюксманом, поэтому "я", а потом подписано всеми желающими. — В.З.) требую уважения к принципам того договора, который лег в основу послевоенной Европы, — к антифашизму, антиколониализму, антитоталитаризму. Без этого договора Европа — всего лишь мелкомыслящее сообщество и недостойное сборище.

Под письмом, напомню, 211 подписей, в том числе из "наших" (потому что не все россияне), русскоязычных, скажем так — Людмилы Алексеевой, Светланы Алексиевич, Елены Боннэр, Владимира Буковского, из европейцев — Умберто Эко, Андре Глюксмана, Гюнтера Грасса.

Если бы тогда, в 2000-м, в самом начале "славных дел Владимира", мировые политики прислушались к набату этого письма, к предупреждению "Завтра наши находящиеся в прострации слепые "моральные авторитеты" и "реальные политики" спохватятся", не было бы этого двадцатилетнего ужаса без конца, грузинской, украинской, сирийской кампаний, десятков тысяч убитых людей по всему миру. Потому что, понятно, тогда, в 2000-м, Путина легко было отрезвить и поставить на место даже не так называемыми "адскими" санкциями, а более умеренными.

Вот теперь "моральные авторитеты" и "реальные политики" спохватились и не знают, как совладать с этим выходцем из питерской подворотни.

Теперь — ответное "Письмо 21-го".

Уважаемые господа!

Сегодня Россия переживает драматический период в своей истории. Перемены в жизни нашей страны, становление нового государства, к сожалению, происходят на фоне военных действий на Северном Кавказе. Нельзя спокойно смотреть на страдания мирных граждан Чечни, ставших заложниками террористов, как нельзя не испытывать боль при каждом новом известии о погибшем российском солдате. То, что происходит в этом регионе страны, — настоящая трагедия для всего нашего народа.

Казалось бы, мировое сообщество, которое тратит силы и средства на борьбу с терроризмом, могло бы поддержать действия России, в буквальном смысле оберегающей спокойный сон своих граждан. Однако с первых дней антитеррористической операции ряд влиятельных западных политиков и бизнесменов подвергли нашу страну жесточайшей критике, призывая к ее изоляции. На высшем уровне всерьез обсуждаются вопросы о введении режима санкций против России, объявлении международного эмбарго на торговлю с нашей страной, а также о приостановке членства России в ряде международных организаций. Особенно огорчает тот факт, что в последнее время в антироссийскую кампанию включились и весьма известные и уважаемые на Западе деятели культуры и искусства. Это весьма тревожный знак. Мы не можем расценить его иначе, как перевести проблему из политической сферы в область массового сознания и тем самым дать старт формированию нового "образа врага". Видимо. Наметившаяся политическая стабилизация, тенденция к экономическому росту, а значит, повышение конкурентоспособности России на мировой арене реально угрожают чьим-то интересам.

Да, мы хотим жить свободно, богато и счастливо, но, прежде всего, мы должны обеспечить собственную безопасность. Выбрав новым президентом России Владимира Путина, человека, взявшего на себя ответственность за операцию в Чечне, граждане России ясно выразили свою волю. Мы призываем всех — как наших партнеров, так и оппонентов — с этой волей считаться.

Спасибо читателю, что напомнил об этом письме. Напомнил в связи с тем, что один из его подписантов — Александр Сокуров, нынешний критик Путина. Я об этом письме прекрасно помнил, не помнил только, что там и подпись Сокурова (а еще, увы, ряда уважаемых и вроде бы порядочных людей — типа Григория Бакланова, Алексея Германа, режиссера Владимира Наумова ("Бег", "Тегеран-43"); подпись Константина Райкина в то время еще удивила; подписи же таких деятелей, как Никита Михалков, Юрий Башмет, Владимир Меньшов, Зураб Церетели, Карен Шахназаров, не удивили нисколько).

Не буду сейчас вступать в полемику, доказывать преступность действий российской власти в Чечне, оценивать пассаж 21-го подписанта о том, что в Чечне российская армия противостоит мировому терроризму — "Мировое сообщество, которое тратит силы и средства на борьбу с терроризмом, могло бы поддержать действия России, в буквальном смысле оберегающей спокойный сон своих граждан". Сегодня вменяемым людям вроде бы очевидно, что в Чечне российская военщина устроила настоящий геноцид, а любимый тогда Путиным тезис о противостоянии в Чечне мировому терроризму, на который его так кстати вдохновили события 11 сентября в США, я подробно разобрал в статье 2005 года, кому интересно, пройдите по ссылке и прочитайте.

Приведу только выдержку из статьи "Погребенные заживо", в The Wall Street Journal примерно от 2002 года: "Чеченцы живут в абсолютном одиночестве, отданные на милость российской армии, которая их убивает с особой жестокостью. И никто — ни Организация Объединенных Наций, ни мировая общественность и даже никакая из демократий, которые так гордятся своими принципами, — не кричит о том, что совершается хладнокровное убийство нации. Ни один из вооруженных конфликтов, которые пользуются вниманием всего мира — в Ираке или Палестине — не является таким жестоким, как этот. Чеченская нация насчитывает едва миллион человек, из них от 100 до 200 тыс. погибли от рук российской армии".

От 100 до 200 тыс. — это, на минуточку, 10–20% от населения Чечни!

Но вернемся к нашим баранам. К российским деятелям культуры, которые 20 лет назад подписали "Письмо 21-го", а теперь иные из них вдруг стали оппозиционерами и режут Путину в лицо правду-матку.

Замечательно: сначала они помогали Путину творить зло (в частности, геноцид в Чечне) — а теперь смело с этим злом борются.

Ну ведь никто в 2000 году над ними с пистолетом у виска не стоял, не заставлял подписывать эту мерзость — сами, своей волей, под влиянием искреннего гражданского чувства подписали и тем благословили расправу российской армии над десятками тысяч чеченцев, подавляющее большинство из которых никакими боевиками не были. Были, конечно, и реальные боевики, но не могу не вспомнить высказывание по этому поводу одного российского политолога: "Российские силовики в Чечне своими действиями вербуют молодежь в боевики лучше всякого Удугова".

Напомню: от 100 до 200 тысяч убитых. — Это вот столько боевиков?

Подписанты "Письма 21-го" не только благословили тогда убийство этих сотен тысяч людей, но и предопределили последующие путинские военные кампании и убийства людей в Грузии и Украине, где уж точно никаких боевиков и террористов не было, от слова "вообще", в Сирии.

Кого в России ни ткни, вот вроде бы и в порядочного, и в оппозиционера, а поскреби чуть-чуть — подвластная подстилка и приспособленец.

Проклятая и проклятая страна, где даже порядочные люди на поверку оказываются прохвостами.

И Виктор Шендерович надеется нацедить из этого абсолютного зла, в выращивании которого почти все приняли деятельное участие, какое-то добро?! Да еще с опорой на Путина!

Будьте прокляты все деятели роскультуры, своей поддержкой взрастившие этого монстра!

И грош цена вашей нынешней фронде, свою вину за выращивание этого гомункула, за десятки тысяч убитых в Чечне, Грузии, Украине, Сирии вы не смоете никакой теперешней оппозиционностью, все равно — по какому-то расчету или даже искренней.

Без срока давности.

Вадим Зайдман

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter