Продолжение. Начало тут.

Тема национальной идеи, теперь все чаще употребляют термин "скрепы", — одна из самых запутанных нашими СМИ. Газеты пишут, что ее изобрели. Потом оказывается, что ее нет и быть не может, как не может быть национального кислорода. То ее предложил президент, то над ней работают два закрытых коллектива при его администрации, то идею сформулировал патриарх, то, увы, выясняется, что наши ученые вообще не смогли ответить на этот важнейший вопрос...

На самом деле научный ответ давно сформулирован и предложен (моя докторская диссертация о Российской идее и идентичности защищена в 2000 году, монография о национальной идее в 1998 году признана лучшей работой на открытом конкурсе, проводившемся Гарвардским университетом в США), но, как и многое другое, ответ остался невостребованным и незамеченным властью... В этой работе концепты "Российская, или Русская, или Национальная" идея — это синонимы — являются ключевыми, к ним я неоднократно обращаюсь при анализе разных моментов нашего прошлого. Поэтому, прежде чем дать развернутое определение и ответ на вопрос — что это такое, зачем и как это работает — я должен проделать предварительные пояснения.

* * *

Вспоминаю далекие студенческие годы, когда СПБГУ еще назывался ЛГУ. Специализироваться я хотел по социологии, но официально такой дисциплины тогда не существовало, и мне пришлось записаться в группу исторического материализма (это направление традиционно принято называть философия истории).

Не буду рассказывать, как марксизм, обезображенный ленинизмом, постепенно, с годами, после двойной очистки — с помощью настоящих педагогов и с помощью собственных размышлений — постепенно превращался во что-то более-менее адекватное. Перевод идеологической схоластики в действительную философию был, пожалуй, главной работой и главной целью студента, обучающегося на факультете.

Изучение истмата начиналось с формулы Аристотеля — "человек — zoon politikon". Это значит — человек — существо политическое, или полисное (возможны разные переводы), т.е. живущее в городе, или, еще по-другому, человек — существо общественное. Нам объясняли — специфика человека, его главная особенность в том, что это единственный биологический вид, живущий в обществе, а не в одиночку. Такое почти внушение и трактовка Аристотеля были в СССР необходимы, чтобы изначально и максимально подчинить человека коллективу, чтобы создать теоретическую и политическую систему, где общество (еще и не поймешь, что имеется в виду под словом "общество", но ясно, что это нечто противостоящее "я" и отдельному человеку) будет вечно контролировать личность.

Давайте задумаемся и проанализируем сказанное — что тут верно и что неверно — вернемся к исходному вопросу и начнем "разбор полета".

Как и почему возникает национальная идея.

Отступление. С чем я не согласен. Эта книга, как я уже сказал, представляет альтернативную концепцию отечественной истории. Поэтому, прежде чем представить свои собственные рассуждения, я иногда буду знакомить с официальной или наиболее распространенной в последнее время точкой зрения на исследуемый вопрос. Несогласие с официальной концепцией нашей истории будет дополняться несогласием с целым рядом конкретных и более частных суждений и утверждений.

Но давайте еще раз про "зоон политикон" и коротко. Человек действительно существо общественное, т.е. живущее в сообществе. Но в этом не его отличие, в этом как раз его сходство со всем живым. Действительная специфика человека — способность абстрактно мыслить, рассуждать с помощью языка, способность генерировать слова-понятия, а с помощью слов формулировать цели и идеи!

Понятие и рассуждения о национальной идее впервые прозвучали в гуманитарной науке в конце 19-го века, т.е. не когда нацидея возникла, а когда она попала в полосу кризиса и начала разрушаться. Философы-экзистенциалисты считают, что люди значение того или иного объекта или явления, как правило, осознают после или на грани его потери, о смысле жизни задумываются перед ее утратой... Обратимся к вопросу, который пока почему-то вообще не формулировался и не исследовался... Не когда нацидея попала в кризис, а когда и почему она возникла?

Все живое на земле — от примитивных организмов до высших — существует в сообществах. Бактерии — в колониях, насекомые — в своих объединениях (муравьи — в муравейниках, пчелы — в ульях...), птицы, волки — в стаях и семьях, рыбы — в косяках, лошади — в табунах... Остановимся. Если не всю свою жизнь, то важную ее часть все живое, и люди тоже — действуют в коллективе. Понятно почему — так легче сохранить жизнь, социальные объединения повышают живучесть и эффективность отдельного индивидуума.

Особенность человека в том, что человеческие сообщества не являются результатом действия только биологических законов, это еще и итог сознательной культурно-интеллектуальной активности. Человеческие сообщества создаются и управляются сознательно, самими людьми. Приблизительно 50 тысяч лет назад на Земле появился человек, подобный нам с вами, появился гомо сапиенс. И с самого начала люди объединялись. Наиболее устойчивыми и эффективными были объединения в роды и племена.

Как формировался род и как поддерживалась его устойчивость — об этом подробно рассказывают этнографы. Сегодня школьники знают, что у всякого рода были свои символы, тотемы, ритуалы и обряды, свои правила погребения умерших... Старейшина и все другие члены рода всемерно поддерживали и сохраняли свои внутренние правила, что помогало выживать самим и не пропускать на свою территорию чужаков. Тот, кто вздумал нарушить правила, оказывался "на свободе", за пределами рода. Переводя на современный язык, это означало, что нарушителя приговаривали к изгнанию, к жизни в одиночку, точнее — к смертной казни...

Этот процесс продолжался десятки тысяч лет, пока в древнем Китае, Египте, Индии не началось переформатирование племен. На территории Восточно-Европейской равнины — на земле нынешней России — примерно 12 веков назад началось объединение, слияние и преобразование племен в новую общность — в единый народ. 14 разных племен — древляне, северяне, вятичи, кривичи... стали преобразовываться в единый древнерусский народ.

Интеграция происходила не через физическое или биологическое перемешивание. Основой процесса было формирование общей, надплеменной системы ценностей, выявление объединяющей, сплачивающей народ идеи. Такую общую систему правил уместно назвать именно "народной" (теперь ее называют национальной идеей), поскольку нация появилась гораздо позже. Но уж как назвали — так и назвали... Замечу, что в отечественных учебниках, в научной литературе конца 19-го и начала 20-го века словосочетание "русское племя", "русский народ" звучит постоянно, а термин "нация", "великорусская нация" появляется лишь в начале ХХ века.

И еще пояснение и уточнение. До большевиков все население страны называлось и называло себя русскими, а те, кто сегодня считает себя русскими, назывались великороссами. Языковая путаница, созданная после 1917 года, до сих пор не распутана. Автор слово "русский", как правило, использует в его традиционном, добольшевицком смысле...

А как конкретно, когда и почему процесс формирования нацидеи происходил в нашей истории? Давайте отправимся в Древнюю Русь, но сначала "предисловимся"...

Продолжение следует...

Игорь Чубайс

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter