Симпатии россиян к Дональду Трампу связаны с процессами, начавшимися еще в 1990-е годы. Это интересное явление, выходящее за временные рамки трампизма.

Перед американскими выборами Фонд "Общественное мнение" провел опрос россиян, показавший, что Трампа позитивно воспринимает 29% респондентов (Джо Байдена – всего 4%). И это при том, что лишь каждый десятый участник опроса считал, что победа Трампа была бы выгодна России (о Байдене такое суждение высказывал всего 1% - в пределах статпогрешности). Эйфорической надежды на то, что Трамп задружится с Москвой, уже давно нет, настроения конца 2016 года ушли в историю, за время трамповского президентства в отношении России были введены новые санкции, Украина получила летальное оружия, под давлением США заморожен "Северный поток-2". И, несмотря на это, больше четверти россиян симпатизируют Трампу – причем это никак не либеральная часть общества.

В связи с этим примечательна идеологическая эволюция немалой части россиян. Крах СССР и КПСС привел к идеологическому вакууму, который быстро стал заполнять набор представлений, связанных с двумя факторами. Первый – "двойное дно" советского времени, когда за официальным интернационализмом скрывалась бытовая ксенофобия, а за столь же официальным атеизмом – различные религиозные или квази-религиозные представления. Второй – заимствование после падения "железного занавеса" многих аргументов западных крайне правых, совместимых с этим "двойным дном".

Россия стала одним из центров распространения американской конспирологии -  от Ральфа Эпперсона до Энтони Саттона. Сами авторы-конспирологи удивлялись высоким тиражам своих книг в России. Недавние коммунисты учились видеть мировое зло в Бильдербергском клубе и Трехсторонней комиссии. А аргументы американских конспирологов, критикующих ФРС, стали основной для инвектив в отношении ЦБ РФ. Креационизм и антиабортное движение в России основаны на аргументации консервативных религиозных организаций из тех же США.

Таким образом российское антизападничество идейно тесно связано с западными критиками мейнстрима. И Трамп ментально воспринимается как "свой" - даже если на рациональном уровне сформировалось представление о том, что его президентство не принесло России никаких конкретных выгод. Просто он хотел бы помириться, но местная элита и бюрократия ему мешала - между прочим, это недалеко от истины. Да и российские электронные СМИ лично Трампа не атаковали, хотя и не прославляли – что также способствовало сохранению к нему общественных симпатий.
 

Алексей Макаркин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены