Первые расовые волнения в США произошли почти 200 лет назад. Потом была гражданская война, и чернокожие перестали быть частной собственностью белых хозяев. На протяжении 20-го века расовые волнения из-за притеснений чернокожих происходили уже с завидной регулярностью. Они сопровождались беспорядками, погромами. Но длились это, как правило, не долго. Власти вводили Национальную гвардию, которая имела разрешение на применение оружия и быстро подавляла беспорядки. Участниками беспорядков почти всегда были только чернокожие, которые сражались, как могли, за свои права.

То, что происходит в США сегодня, имеет мало общего с теми протестами. Сегодняшние события длятся гораздо дольше и демонстрируют не столько проблемы чернокожего населения США, сколько проблемы всего американского общества. Участников в этот раз куда больше, чем может показаться на первый взгляд.

Естественно, на первом месте находятся чернокожие бедняки, который живут в гетто и действительно имеют и социальные проблемы, и заведомо предвзятое отношение общества. Среда в чёрных гетто действительно тянет жителей на дно, толкая на преступления. Чернокожие имеют заведомо предвзятое отношение со стороны более благополучных слоёв общества. И особенно предвзятое отношение со стороны полиции. Смерть Флойда продемонстрировала это отношение во всей полноте. Можно бесконечно пытаться составлять списки былых преступлений Флойда, намекая, что он был под наркотиками, и вспоминая его "ходки", но главный факт остаётся фактом — при задержании Флойда по мелкому поводу полицейский убил его. Стоять почти десять минут на шее арестованного у полицейского не было никакой необходимости. Фиксация человека при аресте — это считаные десятки секунд, от силы пара минут. Полицейский Дерек Шовин именно убил Флойда. И чернокожие вышли на улицы, потому что подобное происходит регулярно. Не в таких откровенных формах, без съёмки случайными прохожими, но все знают, что полицейские регулярно убивают чернокожих.

Другой участник, который в этот раз находится в основном в тени, — ультраправые расисты. Ребята, которым не нужны поводы, а нужна только команда, чтобы начать уничтожать всех с другим цветом кожи. Ультраправые прекрасно вооружены, организованы и мотивированы очистить Америку от всех, кто им не нравится. Ограничивает их только отсутствие команды и спецслужбы, армия, Нацгвардия и другие структуры США, которые защищают всех граждан вне зависимости от цвета кожи.

Надо заметить, сейчас не 1960 год и у расистов нет возможностей преследовать чернокожих как раньше. Однако и чёрные гетто дают немало аргументов расистам. Многие чернокожие любят сидеть на пособиях и активно занимаются преступностью. С одной стороны — среда в гетто тянет людей вниз, с другой — многие и не пытаются вырваться из бедности. Происходящее на улицах демонстрирует, что аргументы белых республиканцев нередко справедливы. Толпы, грабящие магазины, разбивающие всё, что не могут украсть. Это не чёрный протест, как полвека назад. Здесь в одних рядах все цвета кожи. Это бунт бедняков без расы. Но профессиональные расисты, естественно, предпочитают не замечать белых погромщиков.

Впрочем, у чернокожих сегодня есть сильные защитники. Сегодняшние левые. Ребята, которые рассказывают о несправедливом отношении к чернокожим и которые на полном серьёзе заявляют, что это не грабежи и мародёрство, а лутинг и восстановление социальной справедливости. Если с правых, с аудитории Трампа спрос небольшой, то многие представители среднего класса и селебрити буквально обязаны демонстрировать максимальную толерантность, чтобы не лишиться работы и положения в обществе. Если не опускаешься на колени, не просишь прощения за грехи всех белых вековой давности, не оправдываешь погромы, то рискуешь навлечь на себя внимание ультралевых, которые записывают в расистов в том числе тех, кто предпочитает держаться от всего этого подальше. Левые сегодня пользуются большой поддержкой в Америке. Социальное расслоение в стране очень сильное и многие не прочь попробовать сменить капитализм на социализм. Хотя стоит отметить, что теперь занимать какую-либо точку зрения вообще опасно. Ультракрайние фанатики, нетерпимые к чужим мнениям, имеются у всех сторон.

Сегодняшние элиты как могут пользуются ситуацией. Победа Трампа продемонстрировала тяжелейший кризис в американских верхах. Последние президенты стали разочарованием. Пришедший на волне народного популизма Трамп ненавидим элитами как демократов, так и республиканцев. Им выгоден громкий провал Трампа, чтобы следующим президентом стал всех устраивающий системный Байден. Вышедшие на улицу левые, ненавидящие Трампа, более чем устраивают элиту.

Как ни странно, но Трампу происходящее тоже выгодно. Протесты отвлекают от его не сильно удачного сражения с коронавирусом. Экономика испытывает серьёзные проблемы, огромное количество заражённых и скончавшихся. И, пытающийся свалить всю вину на Китай и ВОЗ, Трамп сыграл в этом не последнюю роль. Протесты отвлекли всю страну от коронавируса. А погромы и буйство толпы приводят в ужас правый электорат, который теперь будет куда более охотно голосовать за Трампа.

Циклы несправедливости, протестов, бунтов и консервативной реакции многократно повторяются последние полвека. Police brutality и расовое неравенство очень сложная проблема, которую до сих пор не удалось решить. Левые активисты заявляют, что вся система уголовного правосудия расистская. Полицейские союзы действительно защищают своих членов, в том числе и преступающих закон. Однако не все полицейские департаменты одинаковые. Многие полицейские сегодня демонстрируют свою солидарность с мирными демонстрантами. Преступность падает в последние десятилетия, и подготовка американских правоохранительных органов смягчается, офицеров учат гасить конфронтацию, а не разжигать её, учат тщательнее оценивать ответственность за применение силы. Требования толпы протестующих упразднить полицию ни к чему хорошему не приведут. Бедным районам станет ещё хуже, так как увеличится рост преступности, цены на жильё упадут, работы и магазины исчезнут.

Сегодняшние масштабные протесты демонстрируют огромные противоречия во всех слоях американского общества. Итог противостояния будет виден в конце года на выборах президента США. За кем будет победа, сказать сложно. Стороны изо всех сил сражаются, используя все возможности.

Алекс Кульманов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter