Постараюсь обойтись без деталей и при этом дать максимум информации.

Существует широко распространенное мнение, что Китай широко наступает по пространству России от Урала до Тихого океана, с "выбросом десантов" в некоторые точки к западу от Урала. А на самом деле, как показали события 2018–2019 годов, это не так.

Китай действительно "выбрасывает экономические десанты", только не к западу от Урала, а к западу от Енисея. Сюда входят китайские лесоразработки в Томской области, реконструкция Омского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ), кое-какие китайские сельхозпредприятия в Западной Сибири, на Урале и даже в Чувашии, некоторые бизнес-проекты в Москве... Все это интересно, но не больше.

По-настоящему серьезная, массовая экспансия Китая идет от Енисея до Тихого океана. Во всех ли регионах этого огромного пространства? Нет. В 2018–2019 годах я получил огромное количество сообщений — сотни и сотни — о росте китайского экономического, политического и даже военного присутствия в восточных регионах РФ. Часть сообщений пришла "самотеком", часть была получена путем поиска на ютюбе и гугле. Поэтому я считаю накопленную информацию достаточно репрезентативной.

И сейчас, в начале январе 2020 года, я заново просматриваю накопленную информацию и не нахожу ни одного сообщения — ни одного! — об экономическом присутствии китайцев в следующих регионах:

— Якутия (если не считать нескольких юго-западных районов, где находится газовый бассейн Чаянда и где проходит газопровод "Сила Сибири" от Чаянды в направлении Сковородино и, далее, Китая).

— Чукотка (здесь активно действуют несколько крупных американских и канадских фирм в сфере добычи золота и олова), Магадан и Камчатка, а также часть Хабаровского края к северу от реки Уда. В Магаданской и Камчатской областях западные фирмы тоже работают.

— Сахалин, ставший "вотчиной" нескольких крупных западных нефтегазовых фирм.

Я не стану утверждать, что в перечисленных регионах совсем нет китайцев и китайской торговли. Есть. Но китайское присутствие на конец 2019 года было здесь очень ограничено. Я склонен считать, что в ближайшие несколько лет в данных регионах китайское присутствие не вырастет. Для Пекина эти регионы, скорее всего, особого интереса не представляют. За исключением, может быть, Якутии. Пока не знаю.

Просто перечислю эти регионы "полного экономического и политического контроля" Китая по состоянию на конец 2019 года:

— Республика Тыва. В этом очень бедном регионе позиции Китая определяются формулой "что хочу, то и ворочу". При этом немалую роль играет прокитайская позиция военного министра Шойгу, выходца из Тувы.

— Республика Бурятия, где позиции Китая так же сильны, как и в Тыве. С той разницей, что в Бурятии гораздо лучше развита инфраструктура, включая железные и автодороги. В Бурятии еще сохраняется присутствие московских кланов (Ротенберги). Да вот надолго ли? Китайцы занимаются лесом, сельским хозяйством, туризмом, ураном, золотом... и всем чем угодно. Обедневшее местное население махнуло на все рукой, приспосабливается к "новой власти" и практически не сопротивляется. Не помогло даже "пришествие" в Бурятию шамана Габышева (кажется, в июле 2019 года).

— Забайкальский край (бывшая Читинская область). Здесь позиции Китая, пожалуй, даже крепче, чем в Бурятии. Сорок тысяч квадратных километров на 49 лет (т.е. насовсем) отданы в аренду Китаю за символическую плату для лесодобычи. И это не считая "дополнительных приобретений" для лесоразаботки и сельского хозяйства 2018–2019 годов. Китайцы занимаются здесь и добычей золота, а Москве "отстегивают" 30% добычи. Очень бедное местное население, как и в Тыве и в Бурятии, не сопротивляется, а приспосабливается. Москву здесь, пожалуй, ненавидят. Москва явно готовится к уходу. Характерно, что военные силы РФ в 2019 году в Забайкальском крае сократились до одной бригады неполного состава.

— Амурская область. Здесь позиции Китая во всех областях еще крепче, чем в Бурятии и Чите. Очевидно, чем дальше на восток, чем дальше от Москвы и чем ближе к Харбину (даже не к Пекину), тем крепче. Нет необходимости подробно перечислять сферы экономического контроля Китая в Амурской области. Называйте любую и не ошибетесь.

— Хабаровский край, включая Еврейскую автономную область (ЕАО), но без районов к северу от реки Уда (ее устье находится примерно в 400 километрах к северу от Комсомольска-на-Амуре). Здесь то же самое, что и в других "юго-восточных" регионах. Но стоит кратко рассказать о превращении в "китайский город" Комсомольска-на-Амуре. Китайцы реконструируют местный НПЗ, а после будут на нем работать. Местный судостроительный завод поставляет (или поставлял до недавнего времени) китайцам блоки ("узлы") для дизель-электрических подлодок, а местный авиазавод шлет Китаю истребители палубной авиации СУ-35 (J-15). Выходит, что вся сохранившаяся серьезная промышленность города так или иначе работает на Китай!

— Приморский край. Здесь, как и в остальных регионах Сибири и Дальнего Востока, за последние 30 лет площадь пахотных земель сократилась в несколько раз. Китайцы в Приморье, как и в Амурской области, взяли в аренду многие десятки тысяч гектаров бывших сельхозугодий для выращивания сои. Разумеется, и в Приморском крае китайцы рубят лес, а также добывают уголь и руды цветных металлов. Стоит отметить, что китайцы отправляют из Приморья на экспорт продукцию принадлежащих им предприятий. Рабочая сила и комплектующие в основном поступают из Китая.

Еще раз следует подчеркнуть: местное население, от Кызыла (Тыва) до Владивостока, практически не сопротивляется приходу Пекина (Харбина) и де-факто уходу Москвы. Просто приспосабливаются или уезжают на запад. А местное начальство — в основном назначенное Москвой — "не возражает", точнее, совсем не вмешивается.

Особого внимания заслуживает местная инфраструктура. В июне — июле 2019 года были наконец введены в эксплуатацию — после многих лет строительства — два современных автодорожных моста. Один из них связывает Благовещенск, центр Амурской области, и процветающий город Хэйхэ на китайской стороне. Другой связал Нижнеленинское (ЕАО) и китайский город Тунцзян. В результате пропускная способность коммуникаций между Китаем и указанными регионами существенно выросла.

В сентябре 2019 года появилось сообщение, что РЖД приступили к модернизации и увеличению пропускной способности Транссибирской магистрали к востоку от Байкала и Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Это как раз то, что нужно Китаю. Очевидно, возникла потребность увеличить перевозки по этим железным дорогам леса и прочего в Китай из приграничных регионов РФ (пока еще РФ), а существующие мощности не позволяют. Выходит, Путин делает Китаю "прощальный подарок", а путинские друзья-подрядчики на этом заработают.

Помимо перечисленных "покорных" регионов, существует еще и настоящая "зона боев", включающая Красноярский край, Хакасию и Иркутскую область. Активное экономическое наступление Китая встречает здесь серьезное сопротивление. Доходит дело до "малой партизанской войны" населения против китайских предприятий. Но это, пожалуй, тема для отдельной статьи.

Александр Немец

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter