Свежие данные по промышленности от Росстата свидетельствуют о… а вообще не ясно, о чем они свидетельствуют. Если брать сухие цифры, то промышленность в июле замедлилась по сравнению с июнем на 0,4% с устранением сезонного фактора, и на 0,7% без учета сезонности. Год к году рост замедлился с 3,3% в июне до 2,8% в июле, а за январь-июль промышленность прибавила 2,6%.

Замедление темпов роста промышленности неприятно, но пока сложно делать выводы, особенно при том условии, что по отраслям в данных Росстата происходят чудеса.

Промышленность у нас растет за счет добычи – рост на 3,9% год к году – и за счет обрабатывающего сектора – плюс 2%. И в июле, если смотреть разбивку по выпуску видов продукции, то не ясно за счет чего рост: добыча нефти сократилась, добыча газа почти не растет, добыча угля рухнула в совокупности вообще более чем на 3%, а добыча выросла в целом на 3%. За счет чего? Ответов на это пока нет. С обрабатывающей промышленность история проще – там, как уже знаем, успехи достигаются за счет оборонки.

Очередные непонятки от Росстата, которые МЭР предстоит объяснять, привычное дело.

В любом случае, пока мы видим замедление промышленного производства, и если тенденция не изменится, то это отразится на темпах роста экономики. Они и так у нас низкие, а оживление во втором квартале пока выглядит странно, учитывая падение по инвестициям. Как уже отмечали, рост выше 1% по итогам года в таких условиях – это неплохо, но, по факту, полный провал.

Экономика должна ускориться во второй половине года. Как нам обещают, должны появиться первые итоги реализации нацпроектов, да и в целом 3-4 кварталы должны выглядеть посолиднее. Коллеги MMI отмечают, что после жесткого начала года с точки зрения бюджетной политики нас ждет рост бюджетных доходов, которые должны поддержать внутренний спрос.

По данным Минфина, профицит федерального бюджета в июле составил 332 млрд рублей или 3,5% ВВП, за семь месяцев профицит составил 2,028 трлн рублей или 3,4% ВВП, при этом, учитывая бюджетное правило и расходы на покупку валюты, у нас был профицитный бюджет при цене нефти в $41,6 за баррель. Это вроде бы отличные новости – умеем, можем, практикуем. Но проблема в том, что достигнуто подобное за счет сокращения бюджетных расходов, а у нас именно бюджет сейчас основной источник роста и главная надежда. Скорее всего, еще ЦБ порадует, дополнительно смягчив денежно-кредитную политику, так что пока ожидания от конца года более оптимистичные.

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены