После того, как я жестоко упрекнул Явлинского ["Имитаций"], что он имитирует антивоенную активность (приведя в упрекающий пример различные миротворческие инициативы времен обеих Чеченских войн и начала войны в Донбассе, в т.ч. попытки Ходорковского весной 2014 года создать украино-российский миротворческий форум интеллектуалов), я решил, что "критика должна быть конструктивной".

Тем, кто моложе, напомню, что это был такой издевательский тезис советского агитпропа, обращённый к диссидентам.
Забыло начальство старый добрый принцип: Let sleeping dogs lie. И вот на место правозащитных ламентаций о нарушениях Всеобщих деклараций [есть старая история чуть ли не полувековой давности: в ответ на жалобу политзэка, что нарушают его права из Всеобщей декларации ООН 1948, кум ему весомо обосновал неправильность претензий: вы не понимаете – это для негров написано] и разных Третьих корзин Хельсинкских актов, сетований на отступление Советской власти от собственной (сталинской) конституции [только у русских диссидентов могло быть требование соблюдать Советскую Конституцию – польским, литовским, грузинским или украинским диссидентам такое бы в голову не пришло – они честно хотели отправить и коммунистов, и их конституцию по меткому рейгановскому выражению "on the ash heap of history"] и прочего обличения "отступлений от социалистической законности", разом пришли: сахаровское требование многопартийности (и отмены эксклюзивности КПСС), сахаровский же конституционный проект (с правом на самоопределение и суверенностью всех этносов Союза), призывы к неограниченной рыночной экономике ("Где пышнее пироги" Ларисы Пияшевой, под псевдонимом "Л.Попкова", "НОВЫЙ МИР", №5, 1987).

И вот, через 2 года после забастовки Сахарова – запрещена КПСС, распущен Союз и создано правительство Бурбулиса-Гайдара.

Но мы отвлеклись…

В погоне за конструктивностью я вновь провел опрос своих долготерпеливых читателей, и, как в и прошлый раз не стал изображать его заседанием "клуба любителей истории", "фракции Учредилки" или "партсобрания Демтрансформеров", а просто спросил в лоб о том, возможна ли сейчас создание эффективной украино-российской гражданской миротворческой инициативы? 

В опросе приняло участие 76 моих читателей (я – стандартно воздержался, хотя в глубине души идею поддерживал). 

Итог: за то что у такой инициативы есть шанс (второй вариант ответа) – 53%, против (первый вариант) – 47%.

И это меня фантастически обрадовало, потому что я не ждал не просто выигрыша в этом споре, и даже не деления пополам, и даже не обычного при моих опросах распределения по "золотому сечению" - 2:3, но был убеждён, что 15-20% - лучший итог.

Вот как я сформулировал тезисы в обоснования такой идеи, которые поддержало быть небольшое, но уверенное большинство в 53%.

В 1995-96 и в 2001-2 годах российские правозащитники в тесном контакте с представителями чеченской стороны (а уже чеченскому народу российская агрессия принесла куда больше жертв и разрушений, чем украинскому) активно участвовали в составлении планов мирного урегулирования. Израильские общественные деятели активно готовили и готовят совместно с арабскими деятелями различные варианты мирного компромисса. Проводятся международные формы, где встречаются интеллектуалы из ненавидящих друг друга сообществ, под Монтрё уже 81 года действует созданная американским лютеранским священником Франком Бухманом (от этого – "бухманизм") инициатива "Моральное перевооружение" (Moral Re—Armament), которая с 2001 года стала именоваться "Инициативы перемен" ("Initiatives of Change").

Была бы добрая воля.

Отмечу, что именно в рамках бухманизма в 80-е годы были созданы психологические тренинги для снижения конфликтности на крупных предприятиях. Были созданы и модели для обществ "Анонимных алкоголиков". А вдруг удастся создать общество "Анонимных миротворцев"?

Пессимистам (47%) же явно больше пришлась по душе смоделированная мною аргументация о недостижимости этого. Украинская сторона будет требовать от российской безусловного покаяния, полной поддержки самых радикальных украинских инициатив и вообще признания справедливости лозунга, что Россия – как главная прореха на цивилизованном человечестве - должна бесследно исчезнуть.

Российская сторона под градом упрёков ощетинится, как это произошло на встрече бывших советских эмигрантов-интеллектуалов со своими коллегами – политэмигрантами Центральной и Восточной Европы в октябре 1986 года, когда антисоветская эмиграция немедленно объединилась с только выехавшими в США советскими литераторами в единой блок для отпора "русофобам" (это с большим юмором описал бывший тогда в Нью-Йорке Салман Рушди, и с горькой иронией – Василий Аксенов), и начнут говорить о правах на культурную автономию для русских и русскоязычных на востоке и юге Украины и о правах русского населения Крыма на политическую субъектность. 

В ответ на это украинская сторона скажет об имманентном имперстве русских либералов… И всё завершится очередной сварой, после которой украинская сторона потребует записать всех российских представителей в реестр "Миротворца" (хватило же ума записать Льва Шлосберга).

ТАКИМ ОБРАЗОМ У ИДЕИ СОЗДАНИЯ УКРАИНО-РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА "АНОНИМНЫХ МИРОТВОРЦЕВ" ЕСТЬ ПОДДЕРЖКА В ДЕМОКРАТИЧЕСКО-ИНТЕЛЛИГЕНСКОЙ СРЕДЕ.

 

Евгений Ихлов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены