Наша цивилизация горела много раз. Она выгорала целыми городами, целыми нациями, этносами, культурами.

Но она не так уязвима, как кажется. В ней намного больше силы и живучести, чем видится на первый взгляд.

Вне зависимости от того, поджог это был, или просто тупое пламя, это была сила разрушения. А силы разрушения всегда примитивны - строить способны не все, уничтожать проще. Вот почему силы созидания всегда оказываются сильнее - они более сложно организованы, они умнее и хитрее.

Любой ребёнок, который строит свой домик в коллективной песочнице, не гарантирован от того, что кто-то не наступит на него ногой. Когда это сделано умышленно, это особенно больно.

Тому, кто разрушает, тоже больно - от своего неверия в свои силы, от своего отчаяния из-за неспособности что-то построить, от ощущения собственной пустоты, которая толкает разрушать чужое. От таких отчаявшихся необходимо защищаться.

Каждый, кто строит в песочнице, поневоле развивает свой навык защищать свой маленький домик.

Если это чудо под названием Нотр-Дам оказалось когда-то создано, оно теперь с нами навсегда - даже если после его восстановления случайность или люди сожгут его ещё десять раз.

Да, жизнь среди сил разрушения - это непрерывная трагедия. Но если у нас нет никаких альтернатив, не стоит воспринимать как трагедию то единственное, что у нас есть - оно ведь единственное, а значит - ценное, и мы его любим.

Эдуард Резник

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены