Обсуждение феминитивов добралось уже аж до "Постнауки", поэтому самое время высказаться на эту тему. Речь в данном случае, конечно, не о тех феминитивах, словах женского рода, которые присутствуют в языке давно и являются привычными ("студентка", "писательница" и т.д.). Речь, о новых формах, которые в последнее время пытается зафорсить некоторая часть российского феминистского сообщества: "авторка", "режиссерка" и т.д.

Зачем все это нужно? Популярным объяснением является то, что для установления гендерного равенства в обществе его сначала нужно добиться в пространстве языка, на котором общаются люди. Дескать, в нынешней ситуации сам язык подсказывает нам, что творец, режиссер и даже человек - это по определению мужчина. А так гендерного равенства нам не видать. Однако это представление о том, будто "язык определяет сознание" - так называемая "гипотеза Сепира - Уорфа" - считается устаревшей и в целом ложной. Современные лингвисты, если и считают, что язык влияет на когнитивные процессы, то влияние это ограниченное, опосредованное и сложное. Зато "гипотеза Сепира - Уорфа" окопалась в массовой культуре - например, в недавнем фильме "Прибытие" инопланетяне могут видеть будущее благодаря своему языку, а героиня, освоив этот язык, учится тому же самому. Попытки победить "патриархат" через изменение норм языка - такая же фантастика.

Инопланетяне Сепира - Уорфа рисуют светлое постпатриархальное будущее ("Прибытие")

С другой стороны критика феминитивов с позиции "они коверкают язык" тоже неверна. Язык - не музейный экспонат, а живой организм. Новые слова и понятия формируются в нем по мере надобности, когда складывается ситуация, что некое явление есть, а подходящего слова для него нет. Однако появление новых слов, как правило, происходит в мягкой и децентрализованной форме. Едва ли можно сказать, будто была какая-то организованная сила, которая "зафорсила" в русский язык слова "доктор", "бизнес" или "маркетинг". А здесь мы видим именно это - есть группа людей, убежденная, будто язык можно менять при помощи революционной директивы и прочей классовой борьбы. Последняя попытка кроить язык командно-административными методами, кажется, была в СССР. И тот опыт по "изменению мышления" едва ли можно считать удачным.

В общем, феминитивы не исполняют никакой официально заявленной функции по изменению мышления в пользу гендерного равенства. Однако есть функция, которую они действительно выполняют. Об этой функции никто не говорит открыто. И, по всей видимости, никто даже не стремится к ней сознательно.

Дело в том, что у языка есть один важный функционал: языковые маркеры подчеркивают групповые различия между людьми, помогают отделять "своих" от "чужих". Достаточно послушать как говорит человек, чтобы понять "свой" он вам или нет. Именно поэтому всякая субкультура обрастает собственным уникальным сленгом, которым не пользуются посторонние. Для научных и профессиональных сообществ характерен птичий язык. Не только потому, что им необходим дополнительный понятий аппарат, но и для того, чтобы отделять посвященных от профанов. Знали ли вы, к примеру, что в профессиональной речи в слово "астроном" ударение нужно ставить на второй, а не на третий слог? Представители криминальной субкультуры используют не только феню, но и просто устаревшие формы в качестве маркера (повремени, не обессудь и т.д.) Нарочито сложные нормы письменной речи могут выполнять роль наглядной социальной стратификации, отделяя обученных грамоте с детства представителей высших сословий от простолюдинов. Дорогие побрякушки может купить любой нувориш, а вот ориентироваться в грамматических нормах формата "пишется не как слышится" - признак истинного аристократизма (сегодня "аристократизм" заменен "интеллигентностью", но суть та же). Это, кстати говоря, еще и корни любимого некоторыми "граммар-нацизма".

Но вернемся к феминитивам. Если мы представим, что феминитивы - это просто субкультурная норма, отделяющая "своих" и "чужих", то все разом становится на свои места. Становится понятно, почему из всех возможных вариантов сторонницы феминитивов выбирают те слова, которые вызывают наибольшее отторжение у носителей русского языка. Вместо еще более-менее понятно звучащего "авторесса" будет "авторка". Привычную русскому слуху "редакторшу" заменим на "редакторку". И так вплоть до совершенно идиотского слова "спецкорка" (хлеба?) - это, если кто не понял, является феминитивом слова "спецкор" (специальный корреспондент). Примерно так же бунтующие подростки предпочитают тот субкультурный сленг, который вызовет наибольшее отторжение у взрослых - тогда его точно никто не заимствует.

Спецкорка (хлеба)

Таким образом, отторжение феминитивов широкой публикой - это не баг, а фича. Публику воротит от слов "спецкорка" и "авторка" - именно в этом и заключается функция этих слов. Чтобы воротило. Чтобы можно было отделить свое маленькое сообщество верующих от окружающего мира безбожников. Когда люди подписывают себя "спецкорка", они просто подают сигнал другим представительницам субкультуры - "посмотрите на нас, мы тоже с вами".

Первый вывод, который из этого следует сделать: пытаться бороться с феминитивами - это дохлый номер. Все равно, что пытаться объяснить бунтующему подростку, использующему сленг, что "нужно говорить правильно". Здесь вся суть в том, чтобы вам это не нравилось. Любое внешнее давление способствует укреплению субкультуры, сплочению рядов, обозначению границ, за которыми начинаются "чужаки". Однако второй вывод заключается в том, что в феминитивах нет никакой опасности. Если кто-то переживает за язык, который "пытаются исковеркать", он может расслабиться. Если феминитивы - это субкультурная норма, они не стремятся к широкому распространению, здесь смысл обратный. Сторонницы феминитивов, конечно, могут утверждать обратное - будто задача в широком распространении. И, наверняка, даже сами в это искренне верят. Но работает все так, как описано выше. И, скорее всего, феминитивы уйдут со временем, как любая другая субкультурная мода.

Но вот тем, кто искренне считает, будто продвижение феминитивов способствует расширению повестки гендерного равноправия, следует задуматься. Потому что способствуют они диаметрально противоположному - дальнейшему сектантскому замыканию и огораживанию. Феминитивы - это не инструмент, позволяющий вам изменить мышление широкой публики. Феминитивы - это забор между вами и теми, кого вы хотите убедить. Что, пожалуй, представляет собой не лучшую стратегию коммуникации.

Автор (канал, где никогда не будет феминитивов) - https://t.me/whalesgohigh

Михаил Пожарский

telegra.ph

! Орфография и стилистика автора сохранены