"ЭХО МОСКВЫ", 14:30, 01 августа 2018
В МИДе РФ назвали "околесицей" сообщения, что погибшие в ЦАР российские журналисты расследовали деятельность ЧВК
В российском МИДе назвали "околесицей" сообщения о том, что погибшие в Центральноафриканской республике российские журналисты занимались расследованием деятельности частной военной компании.

По словам официального представителя ведомства Марии Захаровой, сотрудники СМИ ехали не туда, где работают российские инструкторы.

При этом она отметила, что российские военные специалисты действительно находятся в Центральноафриканской республике. Этого никто не скрывал. 
Она подчеркнула, что погибшие журналисты игнорировали предупреждения о том, что покидают зону, находящуюся под контролем местных правоохранительных органов. 
Ранее стало известно, что Орхан Джемаль, Александр Расторгуев и Кирилл Радченко приехали в ЦАР по туристической визе. Их целью были съемки фильма о российских наемниках из ЧВК Вагнера."

*  *  *
Снова об африканской трагедии

Именно с бывшими фракциями исламистского движения "Селека" (которых обвиняют в убийстве) и сотрудничают чевыковцы, поскольку повстанцы контролируют район добычи алмазов (Кара-Бонгаро - северо-запад ЦАР), где с прошлого года работает россиянская компания Lobaye Invest, и именно ИЗ этого района и возвращалась погибшие...

На недоуменный вопрос: как мог уцелеть шофёр группы журналистов - самый естественный ответ такой: кто-то должен был рассказать, что закутанные в тюрбаны убийцы говорили по-арабски (наблатыкались в Хмеймиме?)

***
Центр управления расследованиями
1 ч. · [20-00 мск 01.08.2018]
Вчера, 31 июля мы получили информацию, что наши коллеги Орхан Джемаль, Александр Расторгуев и Кирилл Радченко были убиты в Центральноафриканской республике, где они находились для съемок материала о деятельности ЧВК Вагнера в этой стране в рамках совместного с Центром управления расследованиями проекта. Публикуем всю имеющуюся у нас информацию о деталях поездки.

Орхан Джемаль, Александр Расторгуев и Кирилл Радченко прилетели в столицу ЦАР город Банги утром в субботу 27 июля. В воскресенье они попытались попасть на базу Беренго, где российские (предположительно) наемники обучают национальную армию ЦАР FACA. Они не смогли попасть на базу, поскольку от них потребовали разрешение Минобороны ЦАР.

Следующей целью группы должен был стать город Бамбари, где у них была назначена встреча с фиксером – сотрудником структуры ООН в ЦАРе (MINUSCO). Он должен был предоставить информацию по ситуации с российскими военными инструкторами в ЦАР, помочь со съемками золотых приисков Ndassima, а также обещал контакты официальных лиц, которые готовы были общаться под запись в Банги.

Орхан Джемаль, Александр Расторгуев и Кирилл Радченко были убиты 30 июля из автоматического оружия в 180 км от Банги. Мотив убийства, а также личности напавших в настоящий момент нам неизвестны. Место, где произошла трагедия находится между населенными пунктами Сибю и Кага-Бандоро, что в стороне от предполагаемого маршрута группы. Причины и обстоятельства отклонения от маршрута нам неизвестны. Оперативного контакта с Орханом, Александром и Кириллом у нас в тот момент не было, поскольку вне городов в ЦАР практически нет связи.

Организацией этой поездки мы – редакция ЦУРа – занимались совместно с Орханом Джемалем, Александром Расторгуев и Кириллом Радченко. У всех ребят за плечами был огромный опыт военной журналистики, и, конечно, проблемы безопасности были в числе приоритетных при планировании этого материала. В ходе подготовки вопросы безопасности обсуждались с сотрудником ООН, с ним же обсуждались подходящие в плане безопасности маршруты.

Орхан Джемаль, Александр Расторгуев и Кирилл Радченко приехали в ЦАР по туристическим визам и не аккредитовывались в российском посольстве и консульстве. Это было связано с объектом расследования – ЧВК Вагнера. Если гипотеза расследовательской группы была верна, и в ЦАР российская частная военная компания ЧВК Вагнера выступала в качестве наемной боевой силы при негласной поддержке российских властей, то обращение к российским дипломатическим органам делало бы расследование бессмысленным.

У Орхана, Александра и Кирилла была при себе достаточно крупная сумма денег наличными – порядка 8,5 тысяч долларов, что являлось резервом на случай чрезвычайной ситуации, например, для найма охраны в случае необходимости. Естественно, что также у съемочной группы была с собой необходимая для работы видео и фотоаппаратура.

Само расследование являлось совместным продуктом. К моменту поездки расследование длилось уже несколько месяцев, и большая часть материалов, которая могла быть собраны в России, уже была готова. Проект расследования, в целом, и поездка в ЦАР, в частности, финансировалась Центром управления расследованиями из денег нашего инвестора Михаила Ходорковского. Финансирование включало в себя расходы на оплату работы, поездок, охраны, коммуникаций, перемещений, страховок и оборудования.

В настоящий момент процедура опознания тел завершена, и мы готовимся к возврату тел в Россию, которое должно состояться 4 августа. Мы находимся в постоянном контакте с семьями погибших коллег и оказываем им необходимую помощь.

Вместе с рядом международных организаций ЦУР проводит собственное расследование с целью выяснения всех обстоятельств трагедии и выявление виновных. Мы будем регулярно публиковать информацию о ходе и результатах нашего расследования.

Центр управления расследованиями

Евгений Ихлов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены