Когда-то популярным наказанием на Ближнем Востоке являлась “фалака” - битье по ступням. Согласно некоторым источникам, практика эта была перенята у монголов, а затем стала повсеместной. В Османской империи она использовалась в качестве обычного наказания для представителей низших сословий, а также как дисциплинарная мера у янычар. Были особые охранники - фалакаджи - они специализировались именно на этом. У персов применялось еще шире. Технически: ноги человека привязывали и специальной палке (она и называлась фалака), а затем лупили прутом, розгами или ремнем в зависимости от традиций региона.

Россия, как известно, страна духовных скреп. Поэтому вчера в “Новой газете” опубликовали видео, на котором сотрудники ИК-1 Ярославской области возрождают древнюю традицию - держат заключенного и долго лупят его по ступням. Чем различаются фалака старой Османской империи и фалака нынешней путинской России? У турков и персов для экзекуции требовалось три-четыре человека (двое держат фалаку, третий бьет, четвертый подает прутья/розги). Но ФСИН - структура известная своей эффективностью, поэтому пыткой на видео занят сразу десяток сотрудников. У османов количество ударов было ограничено (39, затем 75), а в России лупят не менее 10 минут. В общем, в Османской империи жилось как-то полегче.

Мусоров с предыдущей видеозаписи, пытающих заключенного из ярославской ИК, мгновенно идентифицировали, и публика воочию столкнулась со знаменитой “банальностью зла”. Вот вам обычные фоточки из ВК, где люди с семьями на рыбалке, а вот вам те же люди, только на “работе” - бьют, пытают, унижают и т.д.

В “маленьком человеке” таится зло. Палач снимает униформу и превращается в доброго семьянина, а на суде оправдывается тем, что “просто исполнял приказ”. Истоки этой концепции - книга Ханны Арендт “Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме”. Прибыв на суд над одним из крупнейших нацистских преступников, она ожидала увидеть злого гения, а увидела - обычного бюрократа, решавшего “логистическую задачу” (Холокоста). Эта линия продолжилась в психологии - экспериментами С. Милгрема и Ф. Зимбардо, где обычные люди превращались в садистов под давлением авторитета (Милгрем) или социальной роли (Зимбардо).

Однако у концепции Арендт есть своя критика, утверждающая, что Эйхман был не так прост. Он сам говорил о себе: "Да, острожный бюрократ - это про меня. Но этот бюрократ сопровождался фанатичным воином, сражавшимся за чистоту крови". То есть он не просто "выполнял приказ" - у него была Миссия, в которую он искренне верил. Критики Милгрема и Зимбардо тоже отмечают, что их подопытные верили, будто делают нечто “для науки”. Это не опровергает общих выводов экспериментов, но вносит важный нюанс - даже самому маленькому банальному злу необходима толика идеализма, вера в свою Миссию по улучшению и очищению нашего грешного мира.

Есть ли Миссия у этих сотрудников ФСИН? Разумеется. Один даже проговорился - см. скриншот. Они искренне убеждены, что не пытай они людей в колониях, убийцы и насильники нас бы всех давно съели. Двадцатилетний оболтус с резиновой палкой в пятнистой форме - вот она, последняя линия защиты от хаоса. И большинство там убеждают себя в этом. А то, что при спасении человечества случаются “отдельные эксцессы” (убийства и посадки невиновных), так это “лес рубят - щепки летят”.

Михаил Пожарский

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены