Факты:
В четверг, 21 июня, правительство одобрило законопроекты о продолжении и завершении налогового маневра в нефтяной сфере. Суть его: в течение 6 лет снижать по 5 п.п. экспортные пошлины на сырую нефть, повышая одновременно НДПИ. Чтобы нефтепереработка не становилась убыточной вводятся вычеты по акцизу для нефтепереработчиков (проще — дотации). Они будут также ежегодно расти. Кроме того, будет еще отрицательный акциз для модернизируемых нефтезаводов компаний, попавших под санкции.

В случае скачка цен на нефть (всякое бывает) правительство оставляет за собой право временно вводить экспортные пошлины на сырую нефть и нефтепродукты, чтобы делать невыгодным их чрезмерный экспорт и дефицит на внутреннем рынке (который приводит к росту цен на бензоколонках).

В случае снижения мировых цен на нефть сокращение доходов нефтяников будет демпфировано снижением НДПИ (прямо зависящего от мировых цен) и, возможно, девальвацией рубля. Так что доходность экспорта будет сохраняться и избытка топлива на внутреннем рынке (которое могло бы привести к падению цен на бензин) не будет.

Комментарий.
Именно этот налоговый маневр — ключевая причина скачка цен на бензин в мае этого года. Но сдерживать цены путем отказа от собственных доходов (снижения акцизов) правительство, очевидно больше не собирается.

Система создается негибкая, требующая ручного управления при большом движении нефтяных цен и переговоров с нефтяниками в каждом случае - насколько снизить акциз нефтепереработке, чтобы на внутреннем рынке не было дефицита топлива. Но, даже сдержав рост экспорта нефти, правительство лишается рычага сдерживать экспорт нефтепродуктов... Ну, разве что дубинкой махнуть, если нефтяники окажутся несговорчивы — временный возврат экспортных пошлин.

В этой системе нет встроенных механизмов для сдерживания роста цен на топливо. Более того, она специально дает этому росту цен свободу. Но только плавно и ненавязчиво, а не как в мае — на 5% за месяц. За тем, чтобы не было таких скачков должны следить сами нефтяники, которых правительство прямо и недвусмысленно подталкивает к монопольному ценовому сговору. А не уследят — мы (правительство) их экспортной пошлиной приложим, мало не покажется...

Это — неуклюжая система, должная по мысли авторов подменить собой действие рыночных механизмов ручным управлением. Главное — нефтяники всегда на поклон к правительству, всегда должны и всегда под угрозой...

Ну и вишенка на торте - 1,3-1,6 трлн руб. в бюджет за 6 лет  с нефтяников. Которые, конечно, переложат эти свои расходы на потребителей.

Налоговый маневр — это переход от простой системы изъятия доходов нефтедобытчиков при экспорте (т.е. с иностранцев) к системе изъятия их со всех (в т.ч. и своих граждан). В первом случае для населения страны могли бы сохраняться относительно низкие цены на топливо (как во многих нефтедобывающих странах), во втором — нет.

Цель правительства — подтянуть цены на топливо внутри страны к мировым, а лучше — европейским ценам (которые раза в 2 выше, например, американских, сейчас же российские цены примерно на уровне цен США).

А это значит — опережающий инфляцию рост цен на бензин. Чего раньше в российской истории не наблюдалось. А теперь будет. В этом — смысл нефтяного налогового маневра.

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены