Цены на бензин резко выросли — и наше заботливое правительство решило снизить налоги. Невероятное, на первый взгляд, действо. Невиданное. Это тогда, после великой войны, "было время и цены снижали", но чтобы сейчас!

Что же случилось?

Почему выросли цены на бензин

А они выросли. Открываем Росстат и видим их скачок в мае на 5,7% (28 мая к концу апреля, или 7,3% за этот год). На фоне инфляции в 0,2-0,4% в месяц в первые 4 месяца этого года, согласитесь, это очень много. Нет, не зря забеспокоились многочисленные инициативные группы в регионах и стали готовить протесты против роста цен на бензин.

Если мы имеем дело с рыночной экономикой, то цены растут обычно в связи с дефицитом товара. Было такое дело? Да. В апреле производство бензина упало сразу на 10,6% (к марту). Очевидно, майский скачок цен вызван апрельским сокращением производства.

Идем дальше. Почему сократилось производство бензина? В апреле упала добыча нефти — но не так значительно — всего на 3,2%. Это могло бы объяснить разве что половину сокращения производства бензина. Очевидно, компании отправили нефть на экспорт, что логично, учитывая, что за апрель-май цены на нефть выросли почти на $10 за баррель.

Более того, девальвация рубля в середине апреля (из-за нового витка санкций США) еще больше увеличила доходность экспорта нефти и нефтепродуктов, по сравнению с реализацией их на внутреннем рынке.

Результат — глава ФАС 11 мая сообщил, что цены на топливо на внутреннем рынке сейчас на 16% ниже экспортной альтернативы. Понятно, что бензин потек на экспорт, а на внутреннем рынке возник его дефицит.

Таким образом, цепочка была длинная, но в конечном счете именно повышение нефтяных цен плюс новый виток санкций привели к росту цен на бензин в России. Как оказалось не так уж внутренние цены оторваны от мирового нефтяного рынка и не так уж безразличны нам иностранные санкции — все это бьет по карману рядового автовладельца.

Впрочем, снижения цен на бензин из-за принятого решения о снижении налогов не ждите. Вице-премьер Дмитрий Козак так это осветил: "Снижение невозможно, живем в рыночной экономике, и требовать работать себе в убыток тоже невозможно". Странные у нашего правительства представления о рыночной экономике...

================

Для иллюстрации — цены на бензин в разных странах мира на 28 мая 2018. До апрельской девальвации Россия как раз догнала по цене США. Вот по доходам бы тоже... Сейчас снова чуть отстала.

===============

Часть 2. Почему правительство решило снизить налоги?

Ок, теперь понятно, почему выросли цены на бензин. Что же правительству делать в такой ситуации? Естественная, ожидаемая реакция — повышение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, что выровняет доходность экспорта с работой на внутренний рынок и — о, такой приятный бонус! - принесет новые доходы в бюджет. Так правительство делало уже не раз.

Но — не в этот раз.

Дело в том, что такая реакция вступила в противоречие с осуществляемым правительством "налоговым маневром в нефтяной отрасли". Еще в 2014 году правительство приняло странное решение — сократить экспортные пошлины на нефть, увеличив налог на добычу полезных ископаемых, НДПИ.

Почему странное? Потому что это приводит к тому, что налог с экспорта перенесется на все производство, в т.ч. и на внутренний рынок и, конечно, должен вызвать ускоренный рост цен на бензин. Тогда правительство пообещало сдержать возможный ценовой скачок сокращением акцизов.

Вторая странность этого "налогового маневра" - по идее мы должны стимулировать глубокую переработку нефти на территории страны, чтобы нефтепродукты было выгоднее экспортировать, чем сырую нефть Но "маневр" делает как раз обратное — удорожает сырье для нефтепереработки.

Так почему правительство решилось на этот странный и опасный "маневр"? Да просто решило нажиться на нефтяниках и на людях — за счет пересмотра налогов отжать с них немного допдоходов в бюджет.

А дальше произошло следующее. Экспортные пошлины пошли вниз, НДПИ — вверх. А вот акцизы на бензин не только никто снижать и не подумал, но правительство ускоренно индексировало их с темпом заметно выше инфляции. В результате цены на бензин сегодня к 2014 году выросли на 40% при инфляции всех непродовольственных товаров в 25%. Понятно, кто заплатил в конечном счете за "налоговый маневр"?

Да, немного зарвались они со своим "маневром", а тут еще и мировые цены на нефть пошли вверх. Но от "маневра" отказываться правительство не хочет. Значит, осталось что? Да, вспомнить свое обещание и перестать постоянно повышать акцизы на бензин, даже немного откатиться назад. Что и было сделано с 1 июня. Во имя того, чтобы тупой и вредный для экономики "налоговый маневр" оставался в силе.

Так что, чудес на самом деле не произошло. Снижение налога правительство затеяло в конечном счете для того, чтобы получше ободрать людей и всю экономику.

zen.yandex.ru

! Орфография и стилистика автора сохранены