Многие люди возмущены, обескуражены, обрадованы или попросту злорадствуют по поводу беспечности Европы в отношении действий Кремля. Пристальное внимание привлекают количество и интенсивность рукопожатий глав государств во время встреч на высшем уровне. Ведется учет улыбкам, словам, поворотам головы и прищурам глаз. Но, казалось бы, есть и более конкретные, неопровержимые факты — такие, как отравление Скрипалей и дальнейшая реакция британских властей. Тут уж против фактов не попрешь. Казалось бы.

Юрий Христензен убеждает меня, что стройная версия британских властей медленно, но верно разваливается. Я, как водится, не могу согласиться. Юрий человек основательный и не любит голословных утверждений, поэтому он присылает мне статью русской редакции DW от 16 мая, в которой говорится о том, что немецкая разведка получила "Новичок" от некоего российского учёного еще в 90-х годах. А уж немецкая разведка кому только эту формулу не передала — и шведам, и чехам, и американцам с британцами. В общем, разве что в любом военторге нельзя было эту формулу приобрести. Эта новая информация стала известна в ходе совместного расследования немецких изданий Sueddeutsche Zeitung, Die Zeit и медиакомпаний WDR и NDR и в значительной степени ставит под сомнение британскую версию о причастности России к отравлению Скрипалей. Не знаю, уместны ли здесь эти параллели, но, похоже, что теперь уже не только военную форму, но и секретный яд можно приобрести в любом военторге.

Меня заинтересовало, что же пишет немецкая редакция DW и другие немецкие источники. В немецкой редакции вышла аналогичная статья с упоминанием того же совместного расследования. Подобные статьи вышли в тот же день во многих немецкие изданиях со ссылкой на вышеупомянутое совместное расследование, начиная от солидного Spiegel и заканчивая бульварным Bild.

Обратившись к первоисточникам, выяснилось, что автором всех статей является некий Георг Масколо (Georg Mascolo), к которому присоединились Арне Хелл (Arne Hell) в версиях медиакомпаний WDR и NDR и Хольгер Штарк (Holger Stark) в версиях газет Sueddeutsche Zeitung и Die Zeit. Возможно, речь идет о действительном коллективном расследовании трех журналистов. Смущает происхождение и достоверность информации о том, как перебежчик из России предоставил немецкой разведке формулу секретного яда в обмен на вид на жительство и как немецкая разведка в дальнейшем распорядилась предоставленными ей образцами. Статьи в Sueddeutsche Zeitung и Die Zeit вообще напоминают скорее шпионский роман. Одна из них начинается словами: "Однажды вечером в середине 90-х в ворота немецкой разведки в баварском Пуллахе постучал неизвестный, представившийся русским ученым...". Немецкая разведка BND и правительство результаты этого совместного журналистского расследования никак не прокомментировали. Остается теряться в догадках, из каких источников Георг Масколо и его коллеги взяли такую подробную информацию о действиях немецкой разведки в 90-х годах. Во всех статьях, появившихся 16 мая, никаких ссылок на источник информации не дается. Все статьи написаны в более или менее приключенческо-захватывающем или казенном информативно-новостном стиле (в зависимости от редакционной политики опубликовавшего их издания), без ссылок на какие-либо источники.

Георг Масколо является, согласно немецкой Википедии, немецким журналистом, с 2008 по 2013 занимал пост главного редактора Spiegel, с 2014 года руководит бюро журналистских расследований WDR, NDR и Sueddeutsche Zeitung и является экспертом по терроризму на ARD. То есть это не начинающий или никому не известный журналист в погоне за сенсацией и карьерой. Поэтому не удивительно, что его статью тут же процитировали если не все, то очень многие СМИ, как региональные, так и более крупные.

Мне не хотелось бы уличать Масколо в чем-либо конкретном, да и улик у меня, собственно, нет. Но основания для подозрений есть. Почему статья в сущности одного человека называется совместным расследованием четырех крупных СМИ (двух федеральных каналов и двух крупных газет)? Если это была совместная работа Масколо, Хелла и Штарка, то почему только фамилия Масколо фигурирует во всех четырех версиях, а фамилии остальных только в тех изданиях, сотрудниками которых они являются? Значит, статью все-таки писал Масколо, а остальные может редактировали или дополняли согласно требованиям своих изданий. Зато совместное расследование четырех крупных СМИ звучит вне всяких сомнений намного солиднее, чем расследование одного журналиста, пусть даже и именитого.

Во-вторых, не ясно, почему результаты расследования сообщаются исключительно в повествовательной форме? Нет ни одного доказательства или хотя бы ссылки на источник, "пожелавший остаться инкогнито". Все факты подаются в форме, которая в философской аргументации называется "голословное утверждение". А так как эти факты касаются работы спецслужб, пусть и 30-летней давности, то проверить их не представляется никакой возможности. Читателю остается только верить и удивляться.

Странное получилось расследование. Обычно целью любого расследования является установление истины. Какую же истину установил Масколо? Кто-то передал что-то немецким службам когда-то и где-то, а они в свою очередь поделились этим ценным материалом с кем-то. Возможно, это погоня за сенсацией или просто недобросовестный труд журналиста, но впечатление оставляет не особо лестное для Масколо.

Алина Плитман

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter