И день идет, и ночь идет.
И, голову свою взяв в руки,
Я удивлен, что ж не идет
Апостол правды и науки?
Тарас Шевченко, 5 ноября 1860, С.-Петербург

/.../Есть надписи на русском языке!
Владимир Высоцкий, "Зарисовка о Париже", 1975

Дорогой мой Вовуля!

Так, знаешь, и хочется погладить тебя по голове! По щечке потрепать: "Эх, мордашка ты, эдакий! Мордуленция!" Я ведь всегда знала, что в тебе потенциал сидит! Ты, как говорят в Одессе, дурной-дурной, а хитрый! Идея соединить украинский Крым с исконно украинской Кубанью — это ж Вова, штрих гения! Так, глядишь, постепенно все вернется на круги своя: Таганрог — родина украинца А.П. Чехова — обратно украинским станет, и граница между нами — по Дону. А там, не за горами и возвращение Курска, Смоленска, а за ними, или, даже скорее, — перед или одновременно — Карелия, Кёнигсберг, Ичкерия, Дагестан, Татарстан... Процесс пошел и, хоть не ты его запустил, но мостом крымско-кубанским направление дал. За это, Вова, тебе скидка выйдет.

Процесс развала тюрьмы народов и обретения ими свободы — процесс естественный, исторически обоснованный и потому необратимый. Ты это, Вова, если еще и не понял, то давно уже почувствовал. Не остановят его ни войны, ни химическое оружие, ни внутренний террор. И уж тем более стражи империи в интернете, телевизоре, радио и на полосах газет. Вот за этих последних, Вовчик, я хотела с тобой поговорить.

Я, Вованя, за то поражаюсь, как все-таки далеко шагнула, широко хватила, глубоко копнула и вообще — круто завернула образованность на Руси! Если раньше, русский интеллигент Манилов занимал себя раскладыванием кучек трубочного пепла на подоконнике, совершенствуя технику рисунка, то современник наш уже пишет комментарии и даже целые статьи в три страницы в интернете! Писания эти, по сути и природе, интеллектуальной нагрузке и информационной зарядке — те же кучки, только времен повальной грамотности и интернетовской вседозволенности.

Сталкиваясь ежедневно с плодами литературно-публицистического творчества, видишь, в каком направлении шло российское образование и что оно, в результате, образовало. Интернет сорвал маски, и сразу стали видны результаты работы образовательной системы — не зря, Вован, в нее деньги вкладывали. Ох, не зря! Пусть и по остаточному принципу.

Я, Вовчик, не огульно. Я типа конкретно. Я сразу тебе говорю: написанное бывает разным. Много тут людей знающих и знания свои способных доступно в массы нести. Эти кучек не кладут. Статьи их читать не то чтобы интересно, но — познавательно. Они знают, что пишут, что хотят вывести, в чем убедить. Аргументация их, за редким исключением, проста, ясна и понятна. Они способны в одном предложении связать "Россию" и "демократию", "майора" и "ум", разрекламировать самодержавие, описать "либеральную империю" и прочие нонсенсы, внутреннее противоречие которых может смутить головы и куда более светлые. Изощренная их софистика далека от народа и чужда ему, если позволишь так выразиться, стилистически, но близка духовно. Как вовсе не обязательно знать французский для того, чтобы прикинуться в жакете, хлопнуть стакан коньяку и зажрать винегретом, так и без чтения всей этой занудности можно быть вполне себе приличным имперцем. Просто. По души состоянию. Тут, Вова, парадокса никакого нет: народ этих элоквенций не читает, но созданная ими атмосфера, эфир над страной, невольно проникает в каждую душу. Их мысль спускается, адаптируясь к уровню образования, с одного социального слоя на следующий, пока не достигнет голов самых индифферентных и в быту погрязших. И пусть никого не вводит в оману, что авторы, воспев тем или иным манером империю, нынешнюю ее власть называют "воровской", "фашистской" или "тоталитарной", они, повторяю, люди умные, и не могут не понимать, что не власть создает империю, но империя — нужную ей власть. Следовательно, рьяно защищая империю, защищают они и власть предержащих.

Если эти первые — люди творческие, то уже адаптацией их идей занимается вторая группа — народ служивый. Им, в принципе, плевать на то, что они говорят и пишут — они службу правят государеву. Им платит государство не за совесть, ум или честь, и не за способность думать, а за умение нагайки на площади представить пряниками национальной гордости. Адаптированное ими — это уже первые кучки. Но расставлены они в эфире не просто так, а тактически и стратегически осмысленно. Они могут похвалить даже статью острую, а могут и ругнуть патриотическую, могут цитату к месту ввернуть или матом накрыть, могут обещать Крым вернуть, а могут гражданской войной пугать — все это не их мнение, это тактические игры начальства. Их не стоит принимать всерьез: работа такая. Служба.

И, наконец, третья группа — это кучкокладущие в чистом виде. Они не думают, потому что не привыкли, зарплаты за свое пачкунство тоже не получают. Живут инстинктами и реагирую на раздражители. Они искренни и яростно защищают ареал существования. Поразительно то, что защищают даже покинув, вырвавшись любыми правдами, но чаще всего, все-таки, неправдами. (Это, замечу в скобках, свидетельство выживаемости полученных знаний — главный критерий оценки всякой системы образования.) Любое шевеление эпителия под прической или даже на лысине, черт его еще знает, чем вызванное, принимают они за мысли. Ну, и если уж такая радость в дом, то и спешат ею поделиться с миром.

Не пойми меня, Вованя, превратно и не обвиняй в снобизме: кучки этих последних важны точно так же, как и статьи первых и казенное вдохновение вторых. Каждый служит империи по способностям: кто-то придумывает мины-игрушки, кто-то "новичком" ручки мажет, кто-то кучки в интернете раскладывает — и все одно дело делают, одной идее служат. Империи все нужны, все ей важны, и упаси боже судить, чей вклад весомее.

Если первые интеллигентно и тонко прячут кнут под спудом социально-философской латыни, пересыпанной англицизмами, вторые показывают краешек инструмента исключительно для ассоциативного его восприятия, то третьи уже требуют достать и пустить в дело. Надо ли удивляться, что он гуляет теперь по головам и спинам подрастающего поколения? Нагайки на площади — это прямое следствие сложных философских, экономических, политических, культурологических и расовых конструкций сохранения империи, доступное пониманию социума, материализация идей, спущенных в массы.

Вот, собственно, и все, за что хотела поговорить.

Бывай, не кашляй.

Ирина Бирна

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter