Парадоксы истории могут быть очень горькими. Побеждённая Германия вернулась в число цивилизованных стран, а победивший сталинский СССР - укрепил позиции людоедского режима в роли победителя.

Проиграл в конечном счёте (в большом историческом времени) именно победитель. Поскольку получил от мира карт-бланш на внутренний (да и внешний) террор, героизацию преступной советской идеологии и лавры "избавителя от коричневой чумы".

Эхо этой "пирровой победы" до сих пор преследует нас рецидивами авторитаризма (который только что утвердился в России ещё на шесть лет). До сих пор сталинизм героизируется путинской системой, а имперские тени ползут по Красной площади в виде анти-западного, авторитарного военного "кулака".

Нынешний парад победы имеет к победе над фашизмом весьма далёкое отношение. Его актуальный и нынешний смысл - в возрождении авторитарной, имперской и милитаристской идеологии. В подтверждении силового права страны-оккупанта на международный произвол.

Это столь же анти-западное (по своей философии) шоу, какими были в третьем рейхе парады нацистских агрессоров.

Да, масштабы злодеяний, возможно, другие, но преступный дух путинского милитаризма, ставка на право сильного - те же самые.

Люди, воевавшие с нацизмом, - действительно, герои. Но это вовсе не повод для героизации советского режима, ставшего трагедией для страны-победителя. Победа сталинизма - трагический факт родной истории, а вовсе не повод для пафосного шоу "наследников победы". Наиболее умные и точные в оценках писатели-фронтовики (Окуджава, Межиров, и не только они) прекрасно понимали трагический смысл "сталинской победы".

"Что ж ты плачешь, старая развалина, -
Где она, священная твоя,
Вера в революцию и Сталина, 
В классовую сущность бытия?

Вдохновлялись сталинскими планами,
Устремлялись в сталинскую высь.
Были мы с тобой однополчанами,
Сталинскому знамени клялись.

Шли, сопровождаемые взрывами,
По всеобщей и ничьей вине.
О, какими были б мы счастливыми,
Если б нас убили на войне".

Современники прекрасно понимали, что тема нашествия в 9-й симфонии Шостаковича - не только "портрет" нацизма. Трагизм человека, гуманиста, понимавшего неизбежность войны на стороне одного из тоталитарных режимов, - особая тема, которая, кажется, ещё ждёт своего осмысления, - хоть и не в путинскую эпоху.

Тема, достойная греческой трагедии, в которой Рок не оставляет человеку абсолютного нравственного выбора. Когда любой выбор - ведет к трагедии (большего или меньшего масштаба). Мы, как народ, были обречены победить германский нацизм (в этом была логика истории), - но точно так же мы были обречены на преступный "пир победителей", - героизацию криминальной системы, на мировое одиночество - в кругу цивилизованных стран.

Победа СССР свела к минимуму шансы Свободного мира повлиять на людоедский климат в "стране советов". Холодная война - лишь отложенное следствие "великой победы", когда свободный мир вынужден был осознать пагубность советской экспансии.

Так или иначе, нынешний лязг милитаристских гусениц по брусчатке - не имеет никакого отношения к борьбе с нацизмом, - зато имеет прямое отношение к продлению и насаждению в головах такой же преступной идеологии, с которой мы когда-то воевали. Созданной по лекалам и образцам тех, кого мы "победили" в 45-ом. Мы имеем дело с тем же презрением к правам человека, с агрессивной архаикой режима и с его силовой экспансией.

Всё это уже было. И было побеждено усилием мира извне. Осталось победить авторитарный имперский вирус - в самих себе. Только тогда победа над фашизмом будет "великой" и полной.

Александр Хоц

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены