Сообщают, что в борьбе с Телеграмом Роскомцензуре нынче помогает Мэйлру - дескать, каким-то образом вычисляют ВПН и прокси, через которые обходят блокировки, и доносят в РКН. Инфа не 100%, но хорошо ложится на все, что мы знаем о Мэйлру. Впрочем, объективности ради: в самом Мэйлру утверждают, что не при делах и вообще за свободный интернет.

В России периодически говорят о моральной ответственности журналистов. Но практически никогда - о моральной ответственности инженеров. Такая избирательность непонятна. Ведь журналисты в условиях авторитарного режима оказываются в ситуации монопсонии - (когда есть единственный работодатель). У айтишников же доступной работы больше. Поэтому если айтишник участвует в разработке какой-нибудь пакости - это скорее его добровольный выбор, а не просто "детей надо кормить".

В книге "Битва за рунет" цитируют Лорена Грэхема, историка советской/российской науки из MIT: "По сравнению со своими коллегами из западных стран российские ученые и инженеры куда меньше озабочены вопросами этики и морали". Он называет две причины: первая - это то, что за лишние вопросы в СССР давали по башке, вторая - в западных ВУЗах инженеров, помимо профильного, грузят курсами по социальным наукам (в России, впрочем, тоже заставляют учить всякую "философию" и "экономику").

Однако на Западе этическая амбивалентность технического сословия периодически обсуждается, как проблема. Но, при этом, есть пример Эдварда Сноудена - человека, который поставил этику выше всего остального. А ведь мог, подобно многим своим коллегам, рассуждать в стиле: "я просто решаю техническую задачу, создавая систему всеобщей слежки, а уж как ею распорядятся - это уже не мое дело". Собственно, вот такая идея о моральной нейтральности технологий и является главным оправданием технарей - российских особенно, но ведь и западных тоже.

Но на практике нейтральных технологий не бывает - всякая (востребованная) технология удовлетворяет некий социальный запрос, который по определению этически окрашен. Более того, прорывы часто случаются там, где от этики идут к технологии. Взять, к примеру, вайтпейпер Сатоши Накамото, где заявлено, что блокчейн решает задачу добровольных транзакций без посредничества третьих лиц. Это не просто техническая задача. Это задача экономическая, а в конечном итоге - этическая. Подразумевающая, что добровольные транзакции без посредников - то, к чему следует стремиться. Дуров создавал Телеграм не просто как мессенджер, а как средство реализации своих либертарианских взглядов. И именно это отличает Телеграм от других платформ. В общем, товарищи технари, если хотите войти в историю с чем-то новым - будьте как Сатоши и Дуров, ставьте этику на первое место.

*  *  *

Бонус: тот самый Лорен Грэхем рассказывает, почему русские умеют в изобретения, но не умеют в инновации. "Вы одновременно спонсируете Сколково и запрещаете демонстрации - так ничего не выйдет".

Михаил Пожарский

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены