Исполнилось два года с момента создания Росгвардии. Однако неясным до сих пор остается ответ на вопрос — зачем, собственно, ее создавали.

Росгвардия образована указом президента России от 5 апреля 2016 года. И если создание полиции в 2011 году было властью некоторым образом обосновано "изжившей себя милицией", то с Росгвардией получилось иначе. Ее появление никто из чиновников не обосновывал как самим служащим, там и гражданам страны, на чьи налоги в общем-то и существуют правоохранительные органы.

Возможно, что никто в нашем обществе сильно не интересовался, зачем создается новая структура, потому и ответа на этот вопрос от власти и не последовало.

Приглядевшись повнимательнее к вновь рожденной структуре, видно, что это плоть от плоти те же внутренние войска. Кроме нескольких отличий.

Во-первых, внутренние войска всегда подчинялись главе МВД, а Росгвардия стала независима от министра Внутренних дел и перешла в прямое подчинение президенту. У нее появился свой начальник (директор). Им стал ставленник Владимира Путина, бывший руководитель его службы безопасности генерал Виктор Золотов. Его заблаговременно до образования самостоятельной Росгвардии назначили на пост командующего внутренними войсками.

Стоит сказать, что в России давно апробирована практика назначения на должности руководителей силовых ведомств людей, несколько далеких от этих самых министерств. Скажем, министр обороны Анатолий Сердюков был назначен на свой пост в качестве гражданского, не имея опыта службы в армии. Борис Грызлов возглавлял МВД тоже в статусе человека штатского, никогда не был связан с милицией. Рашид Нургалиев всю жизнь проработал в КГБ и ФСБ, но стал в итоге руководителем МВД.

Поэтому назначение Виктора Золотова руководить внутренними войсками в офицерском коллективе восприняли без особого ропота.

Тем более, что, став главой внутренних войск, а затем и Росгвардии Золотов зарекомендовал себя как "свой" человек. В сообщениях пресс-службы Росгвардии он предстаёт добрым, "понимающим" генералом, который навещает солдат в госпитале, встречается с вдовами и ветеранами, поет песни на торжественных вечерах.

Реорганизация внутренних войск в Росгвардию проводилась в режиме "это нужно было сделать вчера". Об этом свидетельствуют рассказы самих офицеров. Торопились как можно быстрее закончить переформирование. Основная сложность этого процесса была в том, что в состав Росгвардии вошли новые подразделения, некогда входившие в полицию. Это один из ключевых вопросов реформы — для чего нужно было отбирать у полиции лицензионно-разрешительную службу (она в том числе выдает разрешение на покупку оружия гражданам), спецназ, ОМОН, СОБР, авиацию и вневедомственную охрану?

По сути, так у полиции забрали всю силовую составляющую, оставили как бы ее без серьезного оружия. Да, у участковых, у оперативников и других полицейских по штату есть оружие — пистолет Макарова, АКС, но все серьезное вооружение — военная техника, мощное стрелковое оружие — оказалось в руках Росгвардии. И у нее же с помощью лицензионно-разрешительной службы сохранился контроль за оборотом оружия среди населения.

Таким образом, полиция лишилась части своих людей и вооружения. Однако одновременно с этим МВД приобрело два новых главных управления. Это те, что были созданы вместо расформированных УФМС и ФСКН. После многих лет "странствий" две эти службы вернулись в МВД. Тут надо отметить, что создание ФСКН в свое время специалисты подвергали жесткой критике, потому как считали, что тогда еще милиция вполне успешно боролась с нарокопреступностью и создавать отдельную структуру для этого опрометчиво. Впрочем, есть мнение, что ФСКН создали что называется "под генерала". То есть под уважаемого и авторитетного чиновника создали вотчину.

Анализируя политический контекст создания новой силовой структуры, можно сделать вывод, для каких целей ее создали. Предполагается, что в неблагоприятных социально-экономических условиях Росгвардия станет главным средством подавления протестных настроений людей. Внутренние войска в теории тоже могли подавить любое народное возмущение, но они все же замыкались на главу МВД, который мог отдать соответствующий приказ, а мог и не отдать. История знает случаи, когда руководители брали на себя смелость не выполнять незаконные приказы. В случае с лояльным президенту Виктором Золотовым очевидно, что тот или иной приказ Владимира Путина будет выполнен любой ценой.

Еще одна причина, по которой родилась гвардия, вполне банальна — ведь любое реформирование в России сопровождается обильным финансированием, по итогам которого бюджетные деньги оседают в карманах военных и гражданских чиновников.

По сообщениям СМИ, в бюджете заложены деньги для Росгвардии — 214,5 миллиардов рублей в 2018 году, в 2019 и в 2020 году — по 216 миллиардов. В офицерском сообществе не секрет о высокой коррумпированности в среде бывших внутренних войск, а сейчас гвардии. Перевод к новому месту службы, содействие в получении квартиры и ряд других моментов требуют от военнослужащего быть готовым к тому, что его заставят за это "отблагодарить".

Один бывший офицер на правах анонимности рассказал мне, как законно полученную квартиру при выходе на пенсию юристы главного командования внутренних войск (ГК ВВ) пытались у него отсудить обратно в пользу ГК ВВ. Такие случаи не единичны. Другой офицер — ветеран двух чеченских компаний при выходе на пенсию не получил своей законной квартиры и тоже был вынужден судиться с ГК ВВ.

Поэтому не мудрено, что выделенные деньги на создание Росгвардии будут "освоены" должным образом.

С финансами можно связать и третью причину — лицензионно-разрешительная служба и вневедомственная охрана приносят прибыль, поскольку оказывают платные услуги населению. И теперь прибыль недополучит полиция, но поимеет Росгвардия.

Служебный аспект от реформы тоже неоднозначен. Нынче полиция вынуждена каждый раз в ходе задержания преступников запрашивать в письменном виде (!) у "гвардейцев" силовую поддержку ОМОНа и СОБРа. Сами же сотрудники спецназа крайне негативно восприняли переход в Росгвардию, поскольку армейские порядки там куда строже, чем в МВД.

Но все же после создания гвардии, возможно, разрешилось одно противоречие. Дело в том, что внутренние войска хоть и со времен Советского Союза находились в составе МВД, но милицией они себя никогда не считали, причисляя больше к армейскому сообществу (военнослужащие внутренние войска расшифровывали неофициально так — воюющие войска). В общем, внутренние войска жили по другому законодательству, нежели МВД, имели воинские, а не специальные звания. С созданием Росгвардии произошла как бы самоидентификация этой структуры. Они вышли из-под крыла полиции и стали самостоятельными.

Но нет уверенности, что через несколько лет руководители страны все не переиграют и не вернут на круги своя — Росгвардию очередной раз "перекроят". Подобные кульбиты в России не редкость.

Сергей Медведев

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter