Идейный смысл франгуляновской "стены скорби", посвященной увековечению памяти о жертвах политических репрессий советского времени и советского государства, хуже чем я думал и написал в своем посте об этом мемориале.

Сегодня я съездил посмотреть эту "Стену скорби". Конечно, она производит сильное впечатление своей величиной. Хочу заметить, что контуры и абрисы фигур, из которых состоит "Стена скорби", очень похожи на иконописные прориси. Фактически это означает, что "Стена скорби" визуально сообщает, что ее автор и государство, которое оплатило ее возведение, оплакивают гибель и уничтожение в годы репрессий православного народа, так визуально это прочитывается. Но сейчас я хочу сказать не об этом.

Никто из писавших об открытии "Стены скорби" почему-то не оказал (возможно, не заметил?), что на четырех плитах в составе каменной горки, возведенной позади и близь "Стены скорби" Франгулян поместил выцарапанные на плитах и крупно "от руки" написанные четыре слова. На двух плитах, находящихся рядом, написаны два слова: ПОМНИТЬ, ЗНАТЬ, а на двух плитах справа — через проход, также помещенных рядом, еще два слова: ОСУДИТЬ, ПРОСТИТЬ. Видимо, эти четыре слова и выражают авторскую идею или, если угодно, замысел, который визуально воплощает "Стена скорби".

Но дело в том, что это уже не просто слова Франгуляна. Хотим мы этого или нет, но слова, начертанные Франгуляном на плитах, входящих в состав национального памятника жертвам политических репрессий советского государства, устанавливают и выражают на национальном уровне, современный государственный подход к проблеме уничтожения советской властью десятков миллионов своих граждан и наших родственников в том числе. Не только "знать, помнить, осудить" их уничтожение, что совершенно правильно, предлагают эти четыре слова, но и "ПРОСТИТЬ" советской власти то, что они были уничтожены. Вот что предлагает нам теперь мемориал "Стена скорби" всем, кто его увидит и эти четыре слова на каменных плитах прочтет!

НАЧЕРТАВ СЛОВО "ПРОСТИТЬ" НА КАМЕННОЙ ПЛИТЕ, ВХОДЯЩЕЙ В СОСТАВ МЕМОРИАЛА "СТЕНА СКОРБИ", Франгулян совершил то, что, по-моему, он не имел НИКАКОГО ПРАВА делать! Почти уверен, что даже жюри, одобрившее очень мягкий и сервильный проект "Стены Скорби", не давало согласия на то, чтобы слово "ПРОСТИТЬ" — т.е. предложение простить преступления против народа, против человечности было помещено на одной из плит, входящих в состав этого мемориала. Повторю, Франгулян, по-моему, сделал то, чего не имел никакого права делать! Поэтому я настаиваю, чтобы плита со словом "ПРОСТИТЬ" была Франгуляном убрана. Предлагать российскому обществу простить преступления против человечности, не имеющие срока давности, не имеет права никто!

Юрий Самодуров

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter