Внимание мое привлекла статья со странным названием "Зачем было лгать?!" Не думаю, что автор не знает ответа на вопрос, хочу просто поделиться моими мыслями по затронутой теме.

Я бы предложила ложь российскую классифицировать, по мотивации лжеца, на следующие категории:

— ложь первых лиц или ложь инициативная;

— ложь администрации всех уровней или тыловая;

— ложь гражданская, народная, чистая, как слеза.

С первой категорией, казалось бы, все ясно: лгут, как дышат — лавровы, песковы, шойги, мединские... ну и залихватестее всех, конечно же, Путин. Тут "залихватский", как гипербола, на первый взгляд вносит ложный эмоциональный акцент, словно о чем-то удалом и молодецком, тогда как верхушка России всегда лгала и лжет сегодня скучно и вязко, нехаризматично, одним словом. Ложь их застревает в ушах, как старая вареная говядина между зубами. Но в этом-то стиле лжи государственной и кроется ответ на вопрос "Зачем было лгать?":

Власть лжет вынужденно.

Вынужденно не потому, что правды боится или своих преступлений, или, там, деньги офшорные заболтать хочет. Нет, как раз в этих случаях лгать она должна была бы вдохновенно, изощренно, растирая галстуками зеленые сопли по мордасам и мамами клянясь. Скука лжи, ее открытый, демонстративный примитивизм — верные признаки презрения лжеца к слушателю. А презрение это от того, что в России нет противополюса Власти — гражданского общества. А где нет гражданского общества, не бывает ни правосудия, ни общественной морали, ни религии, ни прессы. Ничего не бывает. Ничего, что схватило бы лжеца за руку, и чего лжец мог бы опасаться.

Но, все-таки и это не главное. Главное — лгут они из соображений гуманных, религиозных, общечеловеческих. Неужели кто-то таки-да думает, что Путин боится сказать в глаза всему миру: "Да, я намеренно затягивал спасение моряков "Курска". Надо же было вас, дураков, как-то от "демократических" грез освобождать", или — "Да, я приказал применить боевое отравляющее вещество в театре. Заложники? Какие такие "заложники"? Речь о державе, а вы с пустяками... Ей-богу, как дети малые!" Вы думаете, ему что-то за правду было бы? Перестаньте! Ни на "международной арене", ни, тем более, дома.

А вот вам, россияне, будет. Вам придется из состояния уютной "неопределенности" — вор он или не вор? преступник или не преступник? приказал напалмом по детям лично или "как всегда" — генералы напутали? — выходить в суровую реальность и признавать много неприятных вещей. Ну, во-первых, что президент ваш — таки преступник, а вы — соучастники; во-вторых, все, что было "ложью", вдруг стало "правдой", "а правда" — "ложью"; в-третьих, судорожно искать новую мораль, "религию" и скрепы — т.е. все то, что называется "культурой", т.е. признать, то, что до сих пор было "культурой", таковой быть теперь не может. Пока Власть веками лгала, "культура" была занята сочинением оправданий геноциидальным, коллатеральным, издержкам имперской политики: одни давили из себя раба, иные рассуждали о "слезинках ребенка", третьи сочиняли каратаевых и "непротивлялись злу". Признав, наконец, зло добром, придется отказаться от всего, списанного "культурой" с западных образчиков, т.е. таких, где зло по-прежнему будет оставаться злом. Кто может себе представить последствия такого смещения моральных ориентиров? Кто представит себе накал душевного излома "нации"?

А теперь скажите: может ли Путин, как президент, пристроить народу своему верному подобную душевную гимнастику? Испытывать гибкость души богоносцев в таких запредельных положениях? Вот вы сами и ответили на свой вопрос: он врет для вашего же блага. Для вашего спокойного сна. "Убил/не убил, отравил/не отравил — опять эта проклятая неопределенность!"

Администрация лжет уже несколько креативнее — им, во-первых, и в-главных, выслуживаться надо, а во-вторых, у них время есть подумать, как половчее солгать. И тут, опять-таки, возвращаемся к гражданскому обществу, которого нет: выслуживаться можно только перед тем, кто назначил. А это — все та же Власть. Поэтому лгать надо вдохновенно, но в рамках сказанного начальником. По чину врать. Слишком талантливых нигде не любят. Пример: "Все заложники спасены" (из цитируемой статьи) — достойно и скромно, и на уровне замминистра.

Но наибольший интерес для исследователя души человеческой представляет ложь третьей, народной, категории. Народ российский лжет просто так. Ему редко перепадает что-то материальное — орденок, деньжата, карьерные перспективы, женщины. Ему не грозят репрессии, если он промолчит или не солжет. Его никто не тянет за язык, не принуждает лгать. Он, человек "русский", лжет просто, наивно, сознательно, потому что "другие тоже лгут". И ложь эта, по-детски открытая, бескорыстная и добровольная, естественная, как мелодия сердца, этой-то безыскусностью и страшна. Потому и безнадежны попытки как-то с нею бороться. Этим она приводит в отчаяние стороннего наблюдателя.

Эта разновидность лжи — самое первое следствие отсутствия гражданского общества. Потому что остановить лжеца народного не может ни правосудие, ни полиция, ни семья со школой. Может — лишь гражданин. Но где нет гражданского общества, нет и его корпускулы — гражданина. А что есть? А вот тому, что есть, привела я ниже три примера. В дополнение к списку "героев" Дубровки, приведенным Е. Левковичем, мои примеры — лжецы именно народные.

Необходимое пояснение. Примеры (и скриншоты) взяты мною из фильма "Московская осада". Кто еще не видел — настоятельно рекомендую.

Итак, прошу любить и жаловать: лжец номер раз — "диггер" В. Михайлов.

Человек знаменитый — "Мэр Москвы подземной", имеет "Медаль Талант и Призвание Всемирного Альянса Миротворец", и вообще "Молодец настоящий патриот России" и "одним словом духовитый мужик" (Это из комментариев под рекламным роликом Михайлова на YouTube). Это он провел спецназ с химическим оружием под оркестровую яму театра. Послушайте, как описывает этот "миротворец" операцию: "Легкие баллоны, в которых большой объем сжатого, релаксирующего газа. Который мягко, кстати, действует на центральную нервную систему /.../ Премедикация — пациента медленно усыпляют" (курсив мой, И.Б.).

В фильме есть интересный момент. В одной из сцен, не связанных с нашим диггером-лжецом, голос за кадром говорит о том, что "После 5 дней международного давления Кремль наконец объявил о том, что была использована производная фентонила — газа, обычно используемого в качестве болеутоляющего для больных раком в тяжелой форме. Концентрация в 5 раз превышала обычно используемую" (курсив мой, И.Б.). Ну, во-первых, тут тоже ложь: Путин вяло отбрехался (см. выше, ложь первой категории) — мол, надо газ, — берите. И ляпнул первое, что ему Патрушев подсунул. Состав газа до сих пор составляет государственную тайну. Но для нас важно "во-вторых": время. Прошло уже пять дней (строго говоря, даже больше, но и этого достаточно!) Пять дней медиальной истерики, международного давления и бесконечной цепи некрологов. Пять дней непрерывного рефрена: "Какой был газ?! Откройте состав! Дайте противоядие — ведь люди мрут!" Диггер-мюнхгаузеновец был все это время не на Луне и не в дорогой сердцу канализации — он был в самом центре происходящего. На авансцене. Зачем в этих декорациях лгать? Причем в двух предложениях — трижды? За спиной дипломированного врача Михайлова лежат 170 отравленных сограждан. Зачем говорить и настаивать на том, что газ, их убивший, "релаксирующего действия" и настаивать: "мягко, кстати", действующий на центральную нервную систему? Ведь это "кстати" — тоже ложь. Возможно, самая циничная. То есть так, мимоходом, как врач, "кстати" замечу, что всё, что говорят о химическом оружии — ложь. Ну и, возможно, чтобы подтвердить свою позицию специалиста, врач Михайлов сует сюда третью ложь — умное латинское слово "премедикация". Премедикацией пациента не усыпляют ни "медленно", ни быстро — ею пациента готовят к наркозу, успокаивают.

Михайлова за язык никто не тянул. Участие в фильме, интервью — дело совершенно добровольное. Мог отказаться, заболеть, послать заместителя... В конце концов, для того, чтобы остаться порядочным человеком, чтобы не запятнать себя кровью жертв, мог бы просто сказать: "спецназовцы сказали, что газ усыпляющий...", или "они ответили, что сами не знают, начальству виднее...", или "я не спрашивал, думал, что это для прорыва пола или еще что-то...", или отмахнуться: "не до того было!..", и продолжать восхищаться "суперпрофессионалами", "одной рукой вырывающими 60-килограммовую крышку люка" из гнезда. Зачем лгать и лгать трижды?

Лжец номер два, лжец в законе, т.е. в Государственной Думе, Йося Кобзон.

Он дважды ходил в театр, разговаривал с Бараевым и его заместителем, спас детей... Он не мог знать, что готовит Власть — в конце концов она держит его за такого же раба, как и остальных, пусть и кормит сытнее, — и пытался искренне, по-человечески, помочь. Он сделал, что мог, честь ему за это! Но врать-то зачем?

"/.../ потеряли людей опрометчиво и глупо. Их штабелями грузили, и они умирали тут же /.../ И потом клали их на спину. Их нельзя на спину класть: у них моментально проваливались языки, и они помирали".

Так-таки 172 языка провалились и люди померли, Йося? Напомню, это говорит человек, далекий от медицины, т.е. говорит с чужих слов, говорит после того, как весь мир и даже все россияне знали: было применено секретное химическое оружие. Об этом даже президент заявил (не об "оружии", но о "усыпляющем газе", помните? — мол, бросайте трепаться насчет состава газа. Врачи владеют всей необходимой информацией). Зачем же врать?

И обратите внимание на уровень лжи. Это не брезгливо бросаемая с кисти, как милостыня, ложь первых лиц, это и не скупая ложь замминистра, здесь уже больше свободы, простора и фантазии. "Потеряли" людей, как всегда, по "русской" безалаберности, не со зла ведь. Власть все сделала правильно, а спасатели "клали на спину". Народ у нас такой — уровень культуры, образования, опыт, ну что тут поделаешь! Душа у нас большая, "русская" — помочь хотели, выносили, на спину клали... никто не научил...

Лжец номер три. От медицины.

В лапы этого лживого эскулапа попали жертвы химической атаки.

"Больные погибли от осложнения хронических заболеваний. Не ошибка. Все было сделано вовремя. Все было сделано прекрасно". А вы говорите — "карательная психиатрия"! Причем здесь психиатрия — вся медицина стоит на службе режима. Если надо — и чайком напоят, и инфаркт найдут. Здесь всегда следует помнить, что у каждого здорового человека, попавшего в российскую клинику, могут вдруг обостриться "хронические" заболевания. Причем заболевания, о которых ни он, ни его лечащий врач ничего не подозревали. В российской клинике бывает и грибок между пальцами на ноге обостряется до летального исхода.

Обратите внимание на мизансцену: все, как положено, "по-русски" — улыбочка ироничная, а la Putin — модель "А докажи!", иконка за спиной...

А вот и доказательство того, что "все было сделано прекрасно":

Это ложь под видом медицины, состояние больного, выявленное методом "Copy-Paste". Да и как иначе, если врачи (я имею в виду тех немногих, что пытались докричаться до Кремля) так и не узнали, с чем имеют дело и от чего спасать несчастных? И узнать не могли: на то она и военная тайна, чтобы ее беречь. А народ, известно, бабы еще нарожают.

Вот три примера лжи совершенно бескорыстной, лжи, ставящей в тупик своей нелогичностью, ненужностью. Ведь не только мир весь, но и сами лгущие прекрасно знают, что лгут, а вот поди ж ты! — остановиться не могут. Неужели нельзя быть патриотом этой страны и оставаться честным человеком? Когда народ "русский" поймет, что нет лжи "ради красного словца", что он — первая и самая большая жертва собственной лжи? Когда, наконец, люди "русские" дотямают, что все скрепы — "патриотизм", "обида за державу", "православие", "народность", "культура", "лишняя хромосома" и т.д. приходится из века в век оплачивать жизнями собственных детей? Когда врать перестанут?

Ирина Бирна

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter