"А все-таки жаль — иногда над победами нашими
Встают пьедесталы, которые выше побед.
Москва, ты не веришь слезам — это время проверило.
Железное мужество, сила и стойкость во всем...
Но если бы ты в наши слезы однажды поверила,
Ни нам, ни тебе не пришлось бы грустить о былом…"
Булат Окуджава

Уверен, объяснять, что такое монумент и барометр, читателю нет нужды. Поэтому сразу перейду к делу. По уровню монументальной культуры Москва, а соответственно и другие города России, долгие годы занимала последнее место в Европе. Нет, конечно, важных пропагандистских монументов кровавым вождям в городах, особенно по мнению москвичей, было в избытке. Однако по общему количеству памятников столица СССР, да и России оставалась на последних местах. Ну да, у страны всегда было много иных важных задач.

Во время Ю. Лужкова с легкой руки Зураба Церетели и тех, кто ему завидовал и подражал, количество монументов в Москве стало расти. Напоминать историю "Петра" и многих других московских колоссов не буду, думаю, в этом нет необходимости. Перейду сразу к современности. Но оговорюсь — речь не о творческом виденье и мастерстве того или иного художника. Речь о месседже, передаваемом с помощью монументалистики, властью современникам и будущим поколениям.

Вначале позволю себе несколько слов о том, кому сооружаются монументы, чья память увековечивается. Князь Владимир, Калашников, военные от времен Второй мировой войны, Афганской и других войн в которых принимали участие Советские-Российские вооруженные силы, политикам. Их имена активно появляются в топонимике российских городов и столицы.

Князя со всей историей его воцарения у Боровицких ворот Кремля оставлю, уже про него писал. Пусть себе держит меч за лезвие голой рукой на радость глазеющим на него снизу вверх. Уверен — время всё расставит по своим местам. Так множество раз происходило в городе, всё ненужное отправляли на свалку или, в крайнем случае, в Музеон. В сентябре автор "Владимира"* порадовал себя и своих почитателей и спонсоров новым монументом, к счастью, меньших размеров. Между улицами Малая Дмитровка (бывшей Чехова) и Долгоруковской, в центре одной из главных исторических транспортных магистралей столицы Садовом кольце, неожиданно для москвичей восстал почетный житель Ижевска (столицы Удмуртской Республики) Михаил Калашников — разумеется, со своим главным детищем — автоматом Калашникова наперевес. Почему он поставлен тут, а не в Ижевске, где жил выдающийся конструктор оружия? Какое отношение имел герой к центру Москвы? Искать ответы на эти вопросы в биографии Михаила Калашникова бесполезно. Кстати, и военных предприятий производящих советское изделие №1, поблизости не наблюдается, да и не наблюдалось в былые времена. Нельзя считать основанием размещения памятника тут близость отделения ГУТАбанка (ГУТА — главное управление тыла армии), тем более что тенденция банкротства банков в РФ постоянно возрастает. Зато рядом есть театры, музеи, исторические здания, рядом дома-кооперативы Большого театра и ещё много других культурных исторических мест Москвы. Но о чем это я, какие сомнения, какая культура, история? Ведь у страны только два друга — армия и флот, и только один важный бренд — "Калашников" (не водка!, а именно автомат). Кстати, то, что за спиной изобретателя, внизу расположился Георгий Победоносец, на своём коне топчущий земной шар, украшенный барельефами различных модификаций автомата, безусловно, символично. Действительно, если о принадлежности брендов водки, соленых огурцов, гречневой каши, пельменей и даже блинов приходится спорить с другими народами, то с автоматом Калашникова всё чисто — изобретен, запущен в серийное производство и наполнил собой все континенты только благодаря политике Советского Союза. Да и теперь Россия успешно продолжает эту традицию. Так что памятник абсолютно правдив, создан в полном соответствии с идеологией текущего момента. Поставлен так, чтобы его видело максимальное количество москвичей, гостей столицы и зарубежных гостей, в том числе из близлежащих посольств. Полезна ли гражданам страны, да и всему человечеству, такая демонстративная идеология — это совсем другой разговор.

Да, увы, приходится констатировать, что политики и военные продолжают играть самые заметные роли в России. Видимо, поэтому в Москве уже есть школа-гимназия, которой присвоено имя безвременно скончавшегося в Нью-Йорке 20 февраля 2017 года видного российского дипломата, бывшего заместителя министра МИД РФ Виталия Чуркина. Школ, улиц, памятников нет у Роберта Рождественского (умер в 1994 году) вполне достаточно мемориальной доски на доме, у Андрея Вознесенского (2010), Евгения Евтушенко (2017). Правда, у Беллы Ахмадулиной (2010) памятник есть в Тарусе (город в Калужской области, менее 10 000 жителей). Не было сообщений и о присуждении их имен школам, университетам, улицам столицы страны. Читатель не любит поэтов? Нет проблем. Крупнейший российский историк Юрий Афанасьев (2015) вас устроит? Нет. Вы не любите историю и Российский Гуманитарный Университет? Хорошо. Может быть Юрий Рыжов (2017) — академик, Чрезвычайный и Полномочный Посол России вызовет у вас что-то в памяти? Тоже нет. Вы не любите ЦАГИ и Московский авиационный институт? Без комментариев. Может быть, вы смотрели хоть один раз "Летят журавли", "Москва слезам не верит" — помните Алексея Баталова (2017) — народного артиста, лауреата, героя, всеобщего любимца? Совсем недавно умер. Да, на четыре месяца позже В. Чуркина, ладно, подождём. Спрашивать о том, известно ли читателю имя Эльдара Рязанова, как-то неудобно. Любимейшего кинорежиссера не стало в 2015 году. Памятника нет Леониду Гайдаю (1995). Вы уже улыбаетесь? Есть памятник в Иркутске. А в Москве, где он снимал всеми любимые фильмы? Не нужен? Не заслужил? Галина Вишневская (2012) — его нет, хотя обещалась установка и открытие в 2016 году в юбилейный для великой певицы и гражданина год. Подождём.… Заметьте, я обхожу специально вопросы с памятной доской на месте убийства Бориса Немцова, увековечивание памяти Валерии Новодворской и других, по кому, увы, нашему российскому обществу ещё долго придется ждать достижения консенсуса и понимания их роли в нашей истории. Я специально говорю о тех, чьи имена известны всем. Увы, это только пока живо поколение, которому посчастливилось быть их современниками. Слышать, видеть, знать.

Монументальная пропаганда страны нацелена на другое: политики и военные — вот наше золото. Какой это месседж для настоящего, какой для будущего, понятно? Страна великой многонациональной культуры с таким трендом обречена. Она всё ещё живет в старом времени, мир идет другой дорогой. Именно артисты, учёные, писатели, художники, трагически убитые политические деятели и просто небольшие памятники простым людям разных профессий, обеспечивающих каждодневную жизнь (водопроводчикам, почтальонам, сварщикам est.) без монументальной напыщенности, а с реалистичной или абстрактной передачей мастерства персонажа и скульптора заполняют улицы, набережные, парки, площади Европы и Мира. Обидно, что наш барометр настроен на другой градус. Обидно для страны, для людей, но, похоже, мы идем куда-то в другую сторону… похоже, барометр опять направил нас куда-то не туда.

*Салават Щербаков — народный художник РСФСР, автор памятников, установленных в РФ П. Мельникову в Москве (2003), Памятник Воинам-интернационалистам на Поклонной горе в Москве (2004), Монумент Воинам стран-участниц антигитлеровской коалиции в Москве (2005), В. Шухову в Москве (2008), С. Королёву в Москве (2008), Монумент "В борьбе против фашизма мы были вместе" на Поклонной горе в Москве (2010), Памятник Спасателям к 20-летию МЧС в Москве (2010) П. Столыпину в Москве (2012),Монумент победы Красной армии над фашистской Германией в Нетании (2012), Патриарху Гермогену в Москве (2013), Александру I в Москве (2014), А. Чехову в Люблино (2014) Князю Владимиру (2016), Маршалу А. Василевскому в Хабаровске (2016) М. Калашникову в Москве (2017).

Григорий Амнуэль

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter