Сейчас в РФ происходит нечто очень напоминающее события в Китае с мая 1966 по сентябрь 1976 года, то бишь Вэйда Учань Вэньхуа Гэмин (Великая Пролетарская Культурная Революция). Конечно, весь этот хаос очень противно наблюдать – даже издалека. Полная деградация. Впрочем, будем объективны: коррупция в Китае в то время была неизмеримо меньше, чем сейчас в РФ. Да и Мао-чжуси (председатель Мао) совсем неплохо смотрится на фоне Путина-Медведева-Кадырова-Поклонской.

А что делается в нынешнем Китае?

Вот информация из лондонского еженедельника The Economist (11-17 марта 2017 года), статья "Прогресс в развитии квантовых технологий", Таблица "количество принятых патентных заявок на конец 2015 года" (в порядке убывания):

– В Америке принято больше 700 патентных заявок, включая 295 заявок относящихся к вычислительной технике, 233 заявки в сфере криптографии (защита информационных сетей), 105 заявок в сфере датчиков.

– В Китае принято 500 патентных заявок, включая 29 заявок относящихся к вычислительной технике, 367 заявок в сфере криптографии, 104 заявок в сфере датчиков.

– В Японии всего принято около 200 патентных заявок, относящихся к квантовым технологиям; в Германии – 76 таких патентных заявок,..., в Южной Корее – 41 патентная заявка,... в России – 2 патентных заявки.

А что это вообще такое "квантовые технологии"? Это сверхновые технологии, обеспечивающие прорыв в области вычислительной техники, криптографии (непробиваемая защита информационных сетей), датчиков и т.д. Что примечательно, Китай, к середине 2017 года, уже успешно реализовал, впервые в мире, несколько проектов в этой сфере, включая "сверхзащищенную" спутниковую связь.

В качестве дополнительной иллюстрации:

B конце февраля 2017 года в Китае построена первая в мире коммерческая квантовая коммуникационная линия, длиной 260 км, между Шанхай и Ханчжоу (столица провинции Чжэцзян, юго-западнее Шанхая). Стоимость строительства составила $25 млн. Hangzhou Shenzhou Quantum Communication Technology Co, строитель, рассказала что "линия использует протоны, которые невозможно разделить, для передачи информации. Квантовое состояние этих протонов нельзя клонировать. Нет никакой возможности прослушивать линию". Сейчас пытаются подключить к сети местные власти, банки и предприятия.

Вот другой материал из The Economist (15-21 июля 2017 года) "Прогресс в сфере искусственного интеллекта (Artificial Intelligence, AI)" Таблица "Количество принятых патентных заявок":

– Всего в период 2005-2009 годов (5 лет) во всем мире было принято примерно 12,000 заявок в сфере AI, в том числе около 9000 заявок в Америке, около 500 патентных заявок в Китае, около 800 заявок в Европе (очевидно в ЕС), около 800 заявок в Японии...

– Всего в период 2005-2009 годов (еще 5 лет) во всем мире было принято примерно 15,500 заявок в сфере AI, в том числе около 7500 заявок в Америке, около 4500 патентных заявок в Китае, около 1000 заявок в Европе, около 1000 заявок в Японии...

Вклад РФ и здесь был практически нулевым, что естественно.

Из приведенных таблиц (и из тех таблиц и статей в The Economist, которые я опустил) следует, что уже в 2014-2015 годах Китай превратился во вторую, после США, научную силу в мире, в первую очередь, в сфере новейших технологий. ЕС и Япония останутся позади.

Этим не ограничиваются китайские достижения в сфере AI.

Посмотрим теперь китайские источники (на английском). Например: Рынок Internet of Things (IoТ, Интернет Вещей) в Китае, как ожидается, превысит 4 триллиона юаней, то есть $610 миллиардов в 2020 году (примерно вдвое больше против 2016 года).

IoТ – это компьютерные системы, соединяющие разные неодушевленные объекты, от бытовых приборов в пределах квартиры до грузовиков и станков, заводов и транспортных сетей. Китай здесь лидер, как и в ряде других новейших технологий.

А в РФ? По сути ничего, если не считать дурацкой диссертации Антона Вайно, "кремлевского администратора".

Или, скажем, такой важный элемент AI как роботы:

В 2016 году в Китае было продано 86,000 промышленных роботов (практически все – китайского производства), на 26,5% больше против 2015 года. Это составило примерно 30% мировых продаж промышленных роботов. В деньгах, продажи промышленных роботов достигли $14,7 миллиарда. Продажи роботов для сферы обслуживания достигли $6 миллиардов.

А роботы в России? Тут нужен сильный микроскоп.

Наверно, хватит цифр и фактов. А то бы я рассказал:

– О Зоне высоких технологий Чжунгуаньцунь (в северо-западной части Пекина; слежу за ее развитием с 1988 года), объем продаж которой в 2016 году приблизился к $600 миллиардов (около половины ВВП РФ);

– Об оригинальных китайских "системах распознавания лиц", позволяющих выявлять нарушителей правил уличного поведения и скрывающихся преступников;

– О массовом производстве – видимо, не меньше миллиона единиц в 2017 году – электромобилей, кстати, не без помощи фирмы Tesla и самого Илона Маска;

...и еще десятки пунктов.

Короче, в Китае у власти интеллектуалы – доктора, магистры, бакалавры. Шаг за шагом они брали власть в течение почти 40 лет Великой Реформы (1979-2017...) А функционеры КПК эту власть теряли (хотя они еще держатся в периферийных провинциях и автономных районах).

Именно такое положение вещей позволяет Китаю производить широкомасштабную высокотехнологичную модернизацию, "повышать качество населения" и, в итоге, успешно "преодолевать ловушку среднего уровня". Вкратце эта "ловушка" означает ВВП в $10,000 на человека или ниже. В этой ловушке очень надолго застряли РФ, Мексика, Турция, Бразилия...

В России, как мы знаем, уже многие годы идет "отрицательная селекция", в результате которой власть и деньги оказались в руках неописуемой дряни. Так что в нынешней РФ "высокие технологии, Сколково, кудринский план цифровизации России" означают лишь распил и дерибан. Тьфу!

Разумеется, в сфере AI, РФ никакой не конкурент США и Китаю, которые используют эти технологии в основном в мирной сфере. РФ – страна с сокращающимся населением и падающей экономикой. РФ использует лишь готовые – импортные, чуть "улучшенные" – AI технологии для всевозможного военно-шпионского-пропагандистского паскудства. К числу "достижений" РФ в сфере AI относятся поток фальшивок в ходе президентских выборов в США 2016 года, а также удары по энергосистеме и банковской системе Украины в 2015-2016 годах... Илон Маск считает, что подобное использование AI технологий исключительно опасно.

В качестве "итогового противопоставления" можно рассмотреть отношения "РФ и Cеверная Корея" и "Китай и Северная Корея". Китай принимает самые серьезные санкционные меры против Северной Кореи" – приостановлен экспорт угля, стали, ванадия и ограничены поставки нефти и нефтепродуктов. А главные банки Китая вообще прекратили работу с Северной Кореей.

А Россия поддерживает Пхеньян военными технологиями.

Александр Немец

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter