Президент Польши подписал закон о десоветизации Польши. Событие знаковое, историческое для Польши и людей, в ней живущих. Однако, судя по всему, куда большие эмоции по этому поводу проявляют не польские граждане, а российские соотечественники. Почему? Вот мой ответ на этот вопрос.

Мы, россияне, расставшиеся с СССР кто с радостью, кто с печалью, уже 26 лет живем в другой стране — Российской Федерации. Выросло целое поколение, уже обзаведшееся детьми, а боль, квалифицируемая в медицине как фантомная, продолжает нас преследовать. При этом по воле властей и пропаганды эти боли с начала 2000 годов с каждым годом, с каждым шагом властей только усиливаются. Есть ли при такой "реабилитационной" политике шанс заживить раны и выздороветь, вернуться к нормальной жизни? — Нет! СССР со всем, и хорошим и плохим, как и его предшественники — Римская, Австро-Венгерская, Российская, Британская, Французская империи, — канул в века, и возврата к периоду их существования в истории никогда не будет. Это пора, нужно осознать, принять и жить дальше, т.е. излечиться от фантомных болей.

Топонимика, монументальное искусство имеют в этом процессе первостепенное значение. Самым ярким примером являются таблички с названием улиц, сохранившиеся во многих краеведческих музеях стран восточной Европы. Улица с царским, императорским именем, потом улица с революционным названием, потом Адольф Гитлер штрассе, потом улица Сталина, Ленина и ..., дальше везде по-разному. Но в идеале улица Пушкина, Мицкевича, Крышьяна Барона est., т.е. имя культурное, а не политическое — а следовательно, объединяющее людей, а не разделяющее их. Культура едина при всем многообразии вкусов. Политика всегда имеет две стороны медали и четко делит людей на приверженцев и ярых противников. Памятники, мемориальные знаки, не связанные с местом захоронения в том же ряду. Тем более когда количество этих памятников и их художественная ценность носят серийный характер одинаковых статуй и монументов, имеющих очень однообразный малохудожественный вид. В этом смысле избавление людей, народов, стран от ненужных напоминаний о перевернутых страницах истории оправдано. Так происходило всегда. Новая формация, новые ценности приходили на место старых, потерявших свою актуальность или тем более по-новому осознанных обществом. Сносились старые памятники, здания, сменялись названия. Да, при этом иногда и в истории под снос, под пелену забвения уходили и произведения искусства, о чем приходится сожалеть, но сопротивляться этому бесполезно, как бесполезно сопротивляться ходу истории.

Теперь вернусь конкретно к Польскому примеру. После возвращения истинной независимости Польши благодаря движению "Солидарность" и демократически выигранной борьбе за власть с ПОРП (польским аналогом КПСС) в Варшаве были открыты тысячи памятных знаков Варшавского восстания 1944 года. Знак восстания, известный каждому поляку, несмотря на то, что в период советского владычества он был запрещен наравне с эмблемой Армии Крайовой, вернулся на улицы и площади столицы польского государства. Был создан прекрасный музей Варшавского восстания. Уместно ли, чтобы рядом с этими страшными по своей правде и тексту ("тут во время восстания было расстреляно ... поляков") стояли победные каменные истуканы советских воинов? Воинов, которые не по своей вине, а по воле советской человеконенавистнической власти были вынуждены наблюдать в бинокли разрушение красивого города и убийство десятков тысяч восставших, желавших вернуть себе, своей Родине независимость граждан Польши. Власти СССР заставили своих и польских солдат армии Беринга из района Праги с другого берега Вислы быть покорными свидетелями, наблюдателями одной из страшнейших трагедий Второй мировой войны. Можно ли это забыть? Нет. Что уж там вспоминать такие "мелочи", как Катынь, Медное, Осташково... Подлое, вероломное пленение и уничтожение бойцов Армии Крайовой? Нет, нет и нет. При этом никакой враждебности к российскому солдату, который честно отдавал свою жизнь в борьбе нацистским оккупантом, нет и быть не может. Подвиг его священен. Именно поэтому все памятники и надгробия в Польше, начиная с периода 1813 года и по 1991, когда территорию Польши покинули последние части временно (на 46 лет!) размещенных на польской территории Советских войск целы и находятся в хорошем состоянии. Польское государство ежегодно тратит на поддержание и заботу о военных могилах порядка 12 миллионов злотых из государственного бюджета (примерно 3 миллиона долларов). Конечно, бывают единичные акты вандализма одиозных личностей, но где их не бывает? К сожалению, приходится констатировать — в любой семье не без уродов! Но к политике государства, к чувствам граждан Польши эти случаи никакого отношения не имеют. Страна, пережившая в своей истории множество войн, свято хранит память о павших. О всех! Кстати, в Польше, как и в других странах, никогда не была широко распространена тенденция по срытию старых кладбищ и строительству на их месте дорог, микрорайонов и промышленных объектов, как это часто происходило в СССР. Разумеется, это было продиктовано экономической и политической целесообразностью и борьбой с религиозной, национальной и классовой памятью, не нужной и даже неприемлемой в стране коммунистической идеологии.

Поляки, украинцы, балтийцы, грузины, народы среднеазиатских стран избавляются от имперского наследия. Строят будущее. Мы, увы, продолжаем наслаждаться бесконечными истуканами партийных лидеров и однообразными серийными обелисками побед, забывая, что они были со слезами на глазах. Мы подменяем понятие "память", понятием "Победа". Ездим по улицам Ленина и даже Революционной Диктатуры, прочих Дзержинских, Свердловых, Кировых, Урицких и других упырей, заливших землю кровью. Не изменив это отношение к топонимике, к монументальному искусству, мы не изменим вектор развития нашего общества, а следовательно всё больше будем отдаляться от цивилизованных народов. Заслужили ли это люди, живущие на территории самой большой в мире страны, — вопрос важный и больной. Ответ на него можем дать только мы — живущие в нашей, а не вождей стране.

Григорий Амнуэль

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter