Из Брюсселя пришло сообщение, которое вряд ли прибавит оптимизма и спеси Путину в реализации давно вынашиваемых авантюристических планов — дальнейшее расширение экспорта газа в Европу строительством трубопроводов в обход Украины. Цель убить двух зайцев: еще больше привязать европейских потребителей к "Газпрому" и наказать Киев, лишив его 2 млрд долларов ежегодных поступлений за транзит российского газа.

Эту двуединую задачу кремлевский "энергетический стратег" пытается решить двумя весьма затратными проектами на южном и северном направлении: "Турецкий поток" (ТП) и "Северный поток — 2" (СП-2), которые, несмотря на поддержку Анкары и Берлина, пока не получили одобрение Евросоюза. Причем, если ТП пока ограничивается территорией Турции, то СП-2 предполагается проложить по дну Балтики до Германии, то есть с непосредственным выходом в Европу.

Для практической реализации этих проектов Путин рассчитывает на содействие Эрдогана и, как ни странно, Меркель, не говоря уже о главном лоббисте — бывшем канцлере Германии Шредере, который возглавляет уже созданный для СП-2 консорциум из европейских энергетических компаний — Nord Stream AG.

Именно активная лоббистская деятельность путинской "шестерки" Шредера и компаний, входящих в консорциум, сыграли немалую роль в том, что Европейская Комиссия (ЕК) 9 июня, несмотря на то, что по этому проекту нет единства среди членов ЕС, обратилась в Совет Евросоюза с просьбой начать переговоры с Москвой по определению ключевых принципов реализации "Северного потока — 2". Получение ЕК мандата на обсуждение этого проекта непосредственно с "Газпромом" означало бы первый практический шаг в его реализации.

Между тем 26 июня на заседании министров энергетики стран Евросоюза после острых дискуссий было решено не предоставлять Еврокомиссии мандат на обсуждение с российской стороной возможности создания специальной юридической базы для работы будущего газопровода "Северный поток — 2".

Не исключено, что на это решение, которое вызвало вздох облегчения в Киеве, повлияло то обстоятельство, что в начале июня президент Совета ЕС Дональд Туск обратился с письмом к главе ЕК Жан-Клоду Юнкеру относительно проблематичности "Северного потока — 2". В письме говорилось, в частности, о том, что этот проект противоречит целям ЕС по уменьшению энергетической зависимости от России. Туск, в частности, отметил, что СП-2 не в интересах единства ЕС и призвал Комиссию всесторонне подойти к этому проекту, который угрожает не только энергетической безопасности Европы после агрессии России против Украины.

Конечно, эта важная новость от 26 июня из Брюсселя не означает, что министры энергетики окончательно "завернули" СП-2. Еврокомиссии рекомендовано прежде всего определить соответствие будущего газопровода ряду правил и норм Евросоюза, под которые он сейчас не подпадает. Тем не менее позиция министров продемонстрировала неудовлетворенность проектом мандата, представленного ЕК на проведение соответствующих переговоров с РФ. Тем более этот мандат должен быть утвержден всеми странами Евросоюза. Целесообразно отметить, что канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила в середине июня, что не считает необходимым выдачу специального мандата ЕС для переговоров по проекту "Северный поток — 2", но правовые вопросы должны быть выяснены. Тем самым, она, в отличие от Туска, пытается выхолостить политическую подоплёку проекта, акцентируя внимание на его правовой составляющей.

Развитие событий вокруг СП-2 можно охарактеризовать как небольшую, но все же победу тех членов ЕС, которые выступают против этого проекта — восточноевропейские государства и страны Балтии, а также Киева, который все это время напряженно следит за эволюцией антиукраинских газовых проектов Кремля.

И это, безусловно, лишний раз демонстрирует бессмысленность постоянного очковтирательства и никчемность чекистских приемчиков Путина, который буквально несколько дней назад, принимая в Кремле главного исполнительного директора концерна Royal Dutch Shell (входит в консорциум СП-2) Бена ван Бердена, слишком оптимистично рисовал перспективы реализации "Северного потока-2", который якобы имеет все шансы на успех. Однако кремлевский чекист-энергетик не только пускает пыль в глаза и выдает желаемое за действительное, но и "бежит впереди паровоза". 26 июня показало, что ему в первую очередь необходимо "добежать" до злополучного мандата ЕС.

Кстати, проблема мандата, а в широком смысле необходимость получения соответствующего утверждения со стороны ЕС сыграла свою роль и в эволюции "Турецкого потока", который пришел на смену газпромовскому "Южному потоку" (ЮП) заблокированному ЕС в середине 2014 года из-за действий России против Украины.

Ушлый Эрдоган, подмахивая Путину в трансформации ЮП в ТП, оглядывался на Брюссель, так как понимал бессмысленность заключения соглашение по ТП с прежней мощностью (63 млрд. куб. м в год). Учитывая прошлый негативный опыт отношения ЕС к "Южному потоку", Эрдоган, в отличие от Путина, четко представлял, что Брюссель вряд ли будет спешить с ратификацией европейского ответвления "Турецкого потока".

К тому же не ясен был и важнейший момент — кто будет обивать пороги Еврокомиссии для получения необходимого решения по соответствию этого участка Третьему Энергетическому Пакету ЕС: турецкая или российская сторона. Напомним, что Путин ранее в разгар российско-турецкого кризиса высокомерно намекал, что если турки получат соответствующую бумагу от Брюсселя, тогда, мол, Москва будет готова дальше работать по "Турецкому потоку".

Поскольку ни Путин, ни его турецкий "друг" никак не могли договориться, кто же получит "бумажку" в Брюсселе, то стороны решили подписать в октябре 2016 года соглашение на строительство одной ветки газопровода на 15,75 млрд кубометров в год только для внутреннего потребления Турции. Теперь, когда министры энергетики стран ЕС несколько охладили пыл Путина по СП-2, ему ничего не остаётся, как вновь задуматься о европейском продолжении "Турецкого потока", и это, конечно же, на руку Эрдогану, который не до конца удовлетворен результатами "окончательного разрешения кризиса между сторонами".

Есть все основания предположить, что новоявленный турецкий султан в сложившихся обстоятельствах будет использовать заинтересованность кремлевского царя-президента в расширении ТП как средство давления на российскую сторону по неразрешенным вопросам двусторонних, прежде всего экономических отношений. Парадоксально, но фактически Брюссель своим решением от 26 июня подыграл Эрдогану в возможном перехвате инициативы в непростом состязании с Путиным, перед которым турецкому исламисту-манипулятору пришлось извиняться за инцидент со сбитым Су-24.

Отметим, что 23 июня Путин на борту судна-трубоукладчика Pioneering Spirit дал не только символический старт процессу стыковки мелководной и глубоководной частей газопровода "Турецкий поток", но и удачный шанс изворотливому и мстительному Эрдогану отыграться за те унижения и оскорбления, которые "турецкая клика" испытала за время кризиса от российской стороны.

Кямран Агаев

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter