Побывал на "Бессмертном полку" в Подмосковье. Не знаю, как там считают социологи (по данным Левады, 26% россиян лично собирались принять в этом участие), но в 300-тысячных Люберцах на улицу вышли от силы тысячи 3-4. Но и эта цифра весьма лукавая, т.к. вставших в колонну добровольно, по зову сердца и в знак искренней памяти о своих дедах, было не так уж и много.

Судя по количеству организованных групп школьников, студентов, спортсменов, рабочих, чиновников и т.п., некоторые из которых не стеснялись нести плакаты с названиями своих учреждений (а вот поднимать флаги, даже триколор, было не рекомендовано),пришедших по приказу было уж точно не менее половины. Со стороны это всё выглядело довольно уныло и безжизненно, даже несмотря на расставленные по маршруту динамики, оглушавшие военными песнями, и бодрую речь градоначальника на финальном митинге, слушать которого, впрочем, остались далеко не все.

 

Сумка с готовыми портретами, с которыми классная руководительница пришла на "Бессмертный полк" со своим классом.

*  *  *

Ещё один подмосковный "Бессмертный полк". Здесь даже и не думают изображать народный характер акции, просто строят школы, спортивные секции и ветеранские организации в колонны, чтобы в итоге провести их под проливным дождём ровно 300 метров до трибуны с почётными гостями.

В моей советской школе нам для таких демонстраций раздавали хотя бы портреты членов Политбюро, известных всей стране по передовицам "Правды", теперь же учителя приносят в сумках портреты ветеранов, имена которых в большинстве своём ничего не говорят ученикам, вынужденным их нести.

"У нас назначили 10 человек из класса, но половина не пришла", — с досадой и лёгкой завистью в голосе сказала школьница в одной из колонн. Мне кажется, что вот на ту, отсутствующую вторую половину, не пожелавшую маршировать по приказу, ещё есть какая-то надежда.

Небольшая, но всё же есть.

Владимир Варфоломеев

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены