20 марта на канале "Россия-1" должен выйти очередной выпуск передачи "Собственный корреспондент" с ведущим Андреем Медведевым. Запись была накануне. В преддверии возможного просмотра хочу сказать несколько слов и о передаче, и о "кино", которое являлось главной темой передачи, и о том, о чем все мы слишком часто вынуждены говорить, смотреть, думать.

Для затравки предложен фильм "режиссёра" Фадеева "Его батальон". Фильм посвящен памяти "Моторолы". Представляя его, ведущий не жалеет восторженных слов, утверждая, что он войдет в золотой фонд российского кино, разумеется — военного. Представляющий фильм продюсер говорит о том, что режиссер вынужден скрывать своё лицо и жить вместе с семьей где-то на Востоке Украины и что ему приходится снимать свои фильмы на фотоаппарат с разрешением кинокамеры*.

Говорить о фильме до просмотра не стоит, и дискуссия носит чисто политический характер. Правда, на экране активно демонстрируются кадры с "Моторолой". Улыбающийся, рыжебородый, загорелый человек в военной форме с черным беретом, серьгой в ухе, грудью, увешанной "орденами" и полковничьими погонами. Красуются награды от абсолютно похожей на медаль "Героя России", до множества крестов с подобием "георгиевских лент" и прочими общим количеством не менее 10 штук. Для дополнительных размышлений читателя сообщу: Франц Клинцевич или Владимир Кошелев, бывшие далеко не рядовыми во время военных действий СССР в Афганистане с 1979 по 1987 год, заслужили только по одному Ордену Красной Звезды, а остальные свои награды, в том числе и афганские, получали уже в момент вывода Советских войск из Афганистана. Ну и после войны, уже за творчество или политическую деятельность в Российской Федерации. Даже во время Второй мировой войны за два года увесить свою грудь столькими наградами не удавалось даже лучшему советскому летчику времен войны Ивану Кожедубу, за время войны он получил всего 5 орденов! Ну, это так, информация к размышлению...

Вернемся к кино. В стране, где в истории есть имя Романа Кармена, где совместно с кинематографистами США была сделана эпопея "Неизвестная война" (20 серий вышли на экраны мира в 1978 году!) говорить о выдающихся качествах предлагаемого продукта унизительно для всех кинематографистов, снимавших в период 1941-1945 года, снимавших во время гражданской войны в Испании. Кстати, только сейчас в Союзе кинематографистов обсуждается проект памятника фронтовым операторам, многие из которых заплатили своими жизнями за кадры реальной хроники, а не постановочных кадров, снятых во время учебно-тренировочных моментов. Ставить на одну ступеньку тех и "режиссера" Фадеева как минимум неправильно и с точки зрения профессии, и с точки зрения морали. Такими сравнениями мы принижаем уровень нашей культуры! Уровень нашей памяти! Попытки другого "режиссера" С. Кургиняна перевести разговор на несостоятельность творчества Лени Рифеншталь вообще не выдерживают никакой критики. Можно быть несогласным с политическими предпочтениями Лени на определенных этапах ее почти 100 летней жизни, но с тем, что она выдающийся кинодокументалист, согласны все в мире. Для этого необязательно помнить даже о завоеванном ею за "Олимпию" Золотом льве Венецианского кинофестиваля. Старейшего и одного из самых почитаемых в мире кино. Разумеется, "режиссеру" С. Кургиняну всё это известно и понятно, но его политический театр под названием "Суть времени" куда более успешен во всех отношениях, чем существовавший в период перестройки "Театр на досках", и это требует того, чтобы он не только режиссировал свою деятельность, но и постоянно играл активно возбужденную роль. Ни в коем случае не принижая его способностей и говоря театральным языком, "Был зажигалкой". Но фильм Фадеева это не спасает, так как это не фильм, а в лучшем случае телевизионный репортаж, причём состоящий из трёх частей. 1 часть снята на учениях, хотя кадры выдаются за снятые при боевых действиях, 2 часть, снятая во время боёв в здании Донецкого аэропорта + немного кадров из битвы за Славянск, и третья часть с парадами, награждениями, опять учениями и мартирологом. Ни в визуальном материале, ни в интервью не раскрыты образы персонажей, в том числе и обозначенного героя фильма. Снимать Фадеев с помощью хорошей камеры умеет, а вот брать интервью, записывать и монтировать текст — пока нет. Возможно, научится. Короче, смотреть, увы, скучно, и даже мартиролог не передает трагедии происходящего — войны!

И последнее. Опять же в начале передачи обозначено название "Его батальон" не случайно — оно взято из прозы Василя Быкова. Одного из писателей-фронтовиков, кто наряду с В. Некрасовым, В. Гроссманом, Б. Васильевым, В. Астафьевым, К. Симоновым, и многими, многими другими авторами "лейтенантской прозы и поэзии" передал весь ужас войны. Они не воспевали войну, они её проклинали как страшную напасть, отнявшую жизнь, здоровье, годы жизни. Да, они черпали в своей памяти о войне творческие замыслы, но не воспевали ее, а проклинали. Героизм на войне — остаться живым и сохранить жизнь другим, а не убивать. Безусловно, речь не о трусости, а о человечности, но эта тема, к сожалению, остаётся пока за кадром на наших каналах.

*Большинство региональных студий ВГТРК в России снимают в лучшем случае на ВЕТАСАМе и о такой технике только мечтают. На подобный "фотоаппарат" снимаются даже художественно-игровые фильмы.

Григорий Амнуэль