Давно не писал, так как ежедневные телеэфиры не только отнимают очень много времени, но и позволяют многое сказать. Отреагировать на то, что волнует, что происходит в стране и мире. Тема героя возникает регулярно, и каждый раз вызывает в студии горячие споры на грани потасовки, так как не совпадают мнения сторон по поводу того кто герой, а кто преступник, убийца, террорист. Не претендую на то, что своей статьёй поставлю все точки над i, но попробую прояснить хотя бы свой взгляд на это.

Итак, кто такой герой? Тот, кто совершает подвиг. Когда речь идет о Юрии Гагарине или Джесси Оуэне, всё понятно и, думаю, безоговорочно с любой позиции. Гагарин — первым открыл для нас, человечества, возможность понять, что и кто мы в Космосе. То, что он Герой — неоспоримо и навсегда останется в истории человечества. Американец Оуэн, завоевав 4 золотые медали на Мюнхенской Олимпиаде 1936 года, перечеркнул раз и навсегда человеконенавистнические теории, ставящие одну группу людей выше других. Он был первым, кто победил бред национал-социалистических измышлений, выдаваемых за теорию. 1945 и Нюрнберг были почти на 10 лет позже. Увы, человечеству пришлось заплатить гигантскую цену человеческими жизнями, чтобы победить нацизм, но первую и гигантскую победу в одиночку совершил Джесси Оуэн — и поэтому то, что он Герой — неоспоримо.*

Я специально привожу эти два примера. Конечно, Гагарин более известен в мире, чем Оуэн, но и свой подвиг он совершил на 25 лет позже, а следовательно, к нам ближе. Полет Гагарина открыл новую страницу в человеческом развитии, в истории человечества. Но Гагарин завершил титанический труд очень многих людей, и ученых и инженеров, и в СССР, и в других странах мира, возможно, начиная даже с более раннего времени, чем времена великого Леонардо Да Винчи. Джесси Оуэн совершил свой подвиг почти в одиночку, безусловно, не сбрасывая со счетов тренера, массажиста, но Герой — он, Джесси Оуэн, и дублера у него не было. Может быть, и тут со мной кто-то не согласится, но рискну поставить точку и пойти дальше.

Возьмем Тадеуша Костюшко — безусловного национального героя Польши, а кроме этого ещё национального героя США, Литвы и Белоруссии, а также почётного гражданина Франции, выдающегося политического и военного деятеля. Однако в Российской империи, в СССР его героем никто не считает, а наоборот — время от времени героизируют тех, кто жесточайше подавлял восстание Костюшко за независимость Польши в 1794 году, например безусловного героя России Александра Суворова. Того самого Суворова, на руках которого, по статистическим данным, порядка 20 тысяч убитых, в том числе и мирных жителей во время штурма предместья Варшавы — Праги. Однако генерал-фельдмаршал А.В. Суворов для российского общественного мнения был и остается абсолютным героем. Говорить и тем более слышать о реках крови героев восстания за независимость своей Родины — Польши, пролитых им, никто не хочет. Ещё бы, ведь это была борьба, война за Великую Россию, разделившую и уничтожившую польскую государственность вместе со своими союзниками на долгие годы. Однако нужно упомянуть, даже в период советского послевоенного диктата сносить памятники Костюшки в социалистической ПНР никто не решался. Как и не требовал установки в Польше памятников Суворову. Думаю, из этого исторического примера ясно — понятие герой относительно и во многом продиктовано государственно-национальной пропагандой и целесообразностью.

Готов привести пример куда более современный. Ясир Арафат — безусловный герой Палестины, но попробуйте убедить в этом большинство граждан Израиля — для них он кровавый террорист. Это мнение не может победить даже Нобелевская премия мира, врученная Я. Арафату вместе с И. Рабином и Ш. Пересом в 1994 году. Кто прав? Ответ зависит от того, на какой стороне Вы. Да и в данном случае понятие Герой — как минимум относительно и совсем не абсолютно.

Мне скажут, что всё это примеры с разным международным, национальным и религиозным знаком. Согласен. Пожалуйста, вот чисто русский пример. Павлик Морозов — герой? Почти 70 лет ответ однозначен для многомиллионной армии советских граждан. Парки, улицы, памятники, музеи, а потом, когда рухнул гнет советской пропаганды, — антигерой, предатель семьи. Безусловно, он не единственный, таких было много, тех, кто поддался на пропаганду античеловеческого режима и предавал все истоки, корни — именно следствием этой политики и пропаганды и таких поступков стало то, что страна превратилась в страну "Иванов, не помнящих родства". Вот Вам и герой. Сегодня ни музеев, ни парков, ни памятников. Кстати, массовая раздача геройских звёзд в период Брежнева девальвировала понятие герой тоже. Герой это Герой — а не тот, кого героем делает пропаганда.

Нам регулярно рассказывают о геройствах "Моторолы", "Гиви", им подобных, но нам никто не рассказывал, что Басаев — герой, хотя такое мнение у определенной части чеченского общества тоже существовало. Таких примеров можно привести бесчисленно.

Может быть, стоит бережней, внимательней относиться к таким понятиям, как Герой? Может быть, не стоит к ним подходить только в силу необходимостей политической пропаганды и информационной войны. Почему? Потому, что если в один ряд ставятся герои и антигерои, то грязная, кровавая тень ложится на само понятие Герой, а это плохо. В древней мифологии могли заблуждаться даже Боги, но Герои были Героями и такими должны оставаться. Героями мира, прогресса, человеколюбия и человечности, а не ненависти, чем бы она, ненависть, ни была мотивирована. Возможно, это иллюзия, желание совершенного общества? Возможно. Но лучше когда герои — это герои, а не возможные преступники.

И последнее, но важное. Каким бы некоторым это ни казалось диким — героем может быть любой, кто совершает геройский поступок, т.е. практически любой воин, совершающий подвиг. Но подвиг — это в той или иной мере всегда самопожертвование или хотя бы попытка самопожертвования, а не уничтожение других в угоду любой политической или националистической идеи.

Вот такие мысли о героях не удается спокойно досказать в студиях, а думаю, уверен, досказать нужно.

 

Тому, кто не знает этой истории, стоит посмотреть фильм Лени Рифеншталь "Олимпия", завоевавший Золотого льва Венецианского кинофестиваля (1938) и недавно восстановленный по заказу Международного Олимпийского Комитета международным сообществом. От РФ над проектом трудились сотрудники Госфильмофонда, С. Мирошниченко и Г. Либергал.

Григорий Амнуэль

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter