Действительно такая проблема существует. Зачем прятать голову в песок? Действительно: государство платит - государство заказывает музыку. Тут, как говориться, без базара.

Глупо расчитывать на такое государство-мецената, которое просто дает деньги, а ты делай на них что хочешь. Возможно, такое государство и существует где-то. Но это не Россия. Во всяком случае - не сегодняшная Россия. И это нужно принять как данность.

Хотя, в свое время, плохой и безобразный СССР нашел деньги и для шукшинского фильма про вора-рецидивиста и для "Зеркала" Тарковского... Но сейчас на это расчитывать наивно. Тот СССР хотел респектабельности, а нынешний Кремль молотит под блатного...

Что же делать художнику в таких условиях? Я вижу несколько вариантов. Например, самый простой: признать, что ты банальный лабух в кабаке. Тебе сказали играть "Мурку" - вот и играй. И не выеживайся. А дома, один на один с инструментом, можешь и Галича для души попеть и, даже, что-нибудь из Дорз...

Второй вариант - для стоиков. Не брать у государства денег, искать спонсоров и влачить жалкое существование. И искать новые формы. Как, в свое время, рок-клубовские в Питере или "бульдозерные" художники. Если реально есть что сказать - все равно заметят не в России, так на Западе. И придет и признание, и слава, и бабки.

А не придет - значит и сказать нечего. Хотя признание может прийти и после смерти. Как это случилось с Ван Гогом. Но это уж как повезет. Художнику не грех и пострадать... Хе-хе...

А есть и третий путь. Шпарь классику. Там есть все. Там есть такие бездны, что можно выразить любую идею, не выходя за рамки дозволенного.

В средневековой Европе практически не существовало светского искусства. Все так или иначе было связано с церковью. И литература была только богословская. И музыка. И изобразительное искусство. Однако настоящий художник находил возможность для самовыражения даже в таких узких рамках.

Мастера самовыражались, самовыражались. Сотни лет двигали стенку по миллиметру, по миллиметру. И додвигали ее до Возрождания...

Значит и в рамках той модели взаимоотношений между художником и государством, которую декларирует Мединский, можно найти возможность сказать то, что хочешь.

Ставьте Шварца. Ставьте Шекспира. Ставьте Кафку. Ставьте Брехта. Играйте Прокофьева и Шостаковича. Играйте Бетховена и Рахманинова. Снимайте "Великого Диктатора". Загримируйте его под Гитлера. Кто скажет хоть слово против?

А что говорит загримированный под Гитлера диктатор - какое имеет значение? Все они говорят одно и то же: народ, опасность, затянуть пояса, сплотиться, враги, каленым железом, сейчас не время распускать слюни...

И еще. Каждый день читайте "Мефисто" Клауса Манна. Каждый божий день. И все у вас получится. Только не врите, что совершенно невозможно работать. Работать можно всегда. Было бы желание. И талант.

Альфред Кох

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены