В этот раз Кремль хочет победить на выборах в Госдуму относительно чисто, в основном опираясь на манипулятивные технологии, а не на запретительные меры и грубые фальсификации. В ситуации усугубляющегося кризиса власти боятся дать новый повод для общественного недовольства, подобный тому, каким стала фальсификация результатов голосования в декабре 2011 года. После чекистско-телевизионной спецоперации против лидера ПАРНАСа М. Касьянова, приведшей к развалу демократической коалиции, было принято решение допустить эту партию на выборы, чтобы продемонстрировать "слабость и непопулярность" радикальной оппозиции. Судя по тому, как идет предвыборная кампания, власти совершили тогда серьезную ошибку.

Антипутинский электорат в современной России достаточно многочислен. Даже в условиях, когда более четверти россиян боятся говорить социологам правду, 18% опрошенных "Левада-центром" признаются, что не доверяют Путину. В реальности таких несогласных может быть раза в два больше. Их голосов было бы достаточно для того, чтобы при честном подсчете голосов провести в Думу не одну, а несколько антипутинских партий.

Кремль, допуская на выборы ПАРНАС и "Яблоко", надеялся, что они будут отбирать друг у друга голоса и в результате получат низкий результат. Однако пока предвыборная кампания складывается так, что эти партии претендуют на различные электоральные ниши. Яблоко работает на либеральных, интеллигентных избирателей. ПАРНАС в лице Мальцева обращается к "широким народным массам". Воплощенный укоризной, стоящий перед отчизной либерал-идеалист Явлинский и дядька-"правдоруб" из соседнего двора Мальцев нравятся совершенно разным группам избирателей.

Участие ПАРНАСа в выборах уже оправдало себя. Мальцев занимается с экранов телевизоров очень важным делом — десакрализацией власти. Уверен, когда он говорит, что "путинщина" не рак, а "триппер, застарелый, но вполне излечимый" — многие обыватели, даже лояльные властям, хихикают у телевизора. И начинают задумываться: а может прав мужик? Открытое кощунство разрушает любой культ, в том числе авторитарного правителя. Поэтому в средневековой Европе так жестоко карали оскорбителей "его императорского величества". А за шутки в адрес "вождя народов" в сталинском СССР можно было получить "вышку". Публичное поношение диктатора заставляет людей сомневаться в его всемогуществе, а это первый шаг к освобождению от гипноза власти.

Личность и взгляды Мальцева очень спорны. Мне, мягко говоря, многое в них не нравится. Признаться, и Явлинскому я давно не симпатизирую. Но по большому счету это не имеет никакого значения. Все равно депутатами ГД им на этих выборах не стать. Ни список "Яблока" со Шлосбергом, ни список ПАРНАСа с Мальцевым и Касьяновым ни при каких обстоятельствах в Думу не допустят.

Настоящих выборов, конечно, не будет. Однако их бойкот не имеет никакого смысла. Если более 18% анипутински настроенных избирателей опять не придут голосовать — ничего не изменится. Явка все равно будет достаточной для имитации выборов. А вот если они проголосуют за ПАРНАС или "Яблоко", обеспечив этим партиям более 5% голосов для прохождения в Думу, властям придется поломать утвержденный сценарий "относительно честных выборов" и, как в 2011 году, идти на грубые фальсификации, которые при современном развитии информационных технологий невозможно скрыть. В этом случае очень вероятно обострение политической ситуации в стране и новый всплеск протестов, подобных "белоленточному движению" декабря 2011-2012 годов. Причем в этот раз в условиях кризиса и участия новых "близких к народу" оппозиционных лидеров, типа Мальцева, это движение может быть гораздо более масштабным, чем тогда.

Еще ничего не потеряно. Затруднившихся ответить или не определившихся с выбором, согласно опросам ФБК, в Москве больше половины, а в России около 50% опрошенных. Сторонники "Единой России" и те, кому по службе полагается голосовать за партию власти, прекрасно знают, как проголосуют. А вот антипутинский электорат пока, видимо, еще не определился, идти ли ему на выборы или нет. Если он поддержит заведомо не проходные для Кремля партии и кандидатов, в стране появится шанс на перемены.

Игорь Эйдман

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter