Пока все возмущаются очередным возмутительным высказыванием Медведева, мне стало интересно - а как вообще должна вычисляться зарплата учителей общественных школ? С частными школами примерно понятно - спрос, предложение, вот это все. С государством же дело обстоит сложнее.

Вспоминая свои школьные годы, я бы сказал, что учителям в России сильно переплачивают, учитывая среднее качество их деятельности. Более того, я искренне считаю, что за мое пребывание в государственных школах платить должны были не учителям, а мне - в качестве компенсации морального ущерба. И не только морального: сколькими полезными вещами я бы смог заняться, сколько умных книг прочесть, если бы не просиживал штаны на этих "уроках"? (о том, что их можно прогуливать я догадался, увы, не сразу)

Считается, что учителя обладают неким свойством "общественной значимости". Но почему эта общественная значимость должна превышать общественную значимость тех же силовиков мне непонятно. Если сферический учитель в вакууме (не российский) учит и воспитывает, то сферический силовик в вакууме (не российский) обеспечивает общественный порядок и безопасность, рискуя жизнью - задачи более важные и фундаментальные, нежели те, что стоят перед учителем.

Общественная значимость и престиж работы учителя сильно упали за последние два века. Если в 19-ом веке учитель был фигурой, которая достает ребенка из коровника и за руку приводит в мир знаний (плюс, конечно, осуществляющая надзирательные функции). Нынешние же горожане получают гораздо больше знаний из окружающего информационного пространства - телевизора, интернета, книг и т.д. - чем собственно от учителей. Функция "вытащить из коровника" исчезла, а вот надзирательная - осталась.

Каким-либо примером для подрастающего поколения и институтом формирующим ценности учителя тоже давно не служат. Источники ценностей, опять же, сейчас находятся в окружающем медийном пространстве. Одна Джоан Роулинг в этом плане сделала гораздо больше, чем все министерства образования в мире.

Вообще российских учителей, как мне кажется, следует рассматривать скорее как форму вэлфера, социального пособия, предназначенного для множества не очень умных женщин. Взамен от них просят имитировать некую общественно полезную деятельность. В щадящем режиме - это в частном секторе норма 40 часов в неделю, а этих официально больше, чем на 36 загрузить нельзя. При этом, нехватку зарплаты они активно компенсируют взятками и поборами с родителей.

Размер социального пособия определяется тем ущербом, который наступит в случае того, если его не платить. Например, если перестать платить пособие за то, что миллион мужиков изображает у нас "армию" - они могут пойти в бандиты или еще чего-нибудь учудить. А вот не станет завтра российских учителей, всех их опухших марьиван с гонором - и что? И ничего.

Михаил Пожарский

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены