Древние римляне привыкли, что у них - республика. И, разумеется, опасались, что рано или поздно это кончится. И такие попытки случались

Первым был полководец Гай Марий. В нарушение всех традиций он избирался консулом целых семь раз подряд. Впрочем, не совсем подряд. Но семь. Ему это так понравилось, что в этой должности он и умер. Как раз в самом начале седьмого срока.

Сенаторы-республиканцы Мария терпеть не могли, а народ - любил. И граждане порой риторически спрашивали друг друга: "Если не Марий, то кто?"

Первую попытку стать диктатором предпринял Луций Корнелий Сулла. Тоже полководец. Но в отличие от Гая Мария он предпочитал воевать с врагом внутренним. Проявилось это так.  Республика отправила его защищать восточные рубежи от царя Митридата. Сулла немедленно собрал экспедиционный корпус и совсем было уже отправился на войну, но не тут-то было. Пожилой Гай Марий сам любил воевать и с помощью интриги в Сенате сместил молодого соперника с командования.

Сулла впал в бешенство и во главе своего экспедиционного корпуса вместо Парфии пошел на Рим.
"Республика в опасности!" - начали говорить друг другу римские граждане. А поскольку гарнизона в Риме не было, легионеры Суллы, бодро стуча сапогами,  вступили в древнюю столицу. А Сулла стал диктатором и пробыл им шесть сроков подряд вместо традиционного одного.

На этот раз римляне были недовольны и риторически спрашивали друг друга при встрече: "Доколе?!"

Сулла подумал-подумал и от греха подальше в очередной раз женился и уехал в свое поместье.

Римляне несколько расслабились, но третьей попытки ждать продолжали.

Прошли годы.

Юный лейтенант Гай Юлий Цезарь начинал свою карьеру в должности военпреда военно-морского флота Римской Республики. Дело в том, что жуликоватые "друзья-союзники Рима" так и норовили сорвать сроки поставок по уже оплаченным военным заказам.. Цезарь додавил смежников и резко пошел в гору. Через пару лет он уже был самым молодым сенатором и получил право ходить в общественных местах в лавровом венке.

И вот тут начинается самое интересное. Кроме лаврового венка Цезарь носил красные сапоги.

Казалось бы - ну и что? Любой легионер ходил в сапогах.

Дело в том, что красные сапоги имели право носить только потомки царей Альба Лонги, которые мало того, что происходили от богини Венеры, но еще и были предками основателей Рима.

Вот такие сапоги и носил Юлий Цезарь..

Это меняло дело. Если Гай Марий и Луций Корнелий Сулла были в чистом виде продуктами республиканских "социальных лифтов", то за Цезарем стояла сама богиня Венера и целая вереница Сильвиев: предков Ромула и Рема.

Многоразового консула и засидевшегося диктатора римляне еще могли стерпеть, но царь? в Республике? это подрывало устои.

Последний шаг от диктатора до самодержавного царя мог сделать только человек в красных сапогах.

За сапоги его и убили.

Александр Бондарев, Елизавета Покровская

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены