Недавно мы с Соней были на площади 1905 года и обнаружили там вот такую картину - группу революционеров, перед которыми городские власти установили типовую елку. При всей своей душераздирающей нелепости, эта картина отлично выражает мое новогоднее настроение.

С одной стороны, я не могу отрицать, что город выглядит по-настоящему празднично. Вся эта удивительная иллюминация на Пушкинской площади, гирлянды, музыка в метро, аромат кофе и корицы, доносящийся из всевозможных кофехаусов и шоколадниц - это все очень атмосферно и настраивает на определенный лад. Но у меня не получается забыть, что вся эта рождественская бутафория - иллюзия, обманка, маскировка для вполне реального кошмара. Для закона, разрешающего ФСБшникам стрелять по женщинам и детям. Для посадки Ильдара Дадина и Ивана Непомнящих. Для военных действий в Сирии и в Украине, в которых ежедневно умирают люди - и тот факт, что эти смерти остаются незамеченными, сути дела не меняет.

Меня как будто бы переключает из одной реальности в другую. Вот я стою и не могу сдержать улыбки, глядя на "светящийся туннель" в Пушкинском сквере. А потом щелк! - и я внезапно вспоминаю, ГДЕ я, собственно, живу, и начинаю ненавидеть все эти гирлянды, елки и веселую толпу на улицах.

Это не пир во время чумы, не взвинченное веселье, подогретое отчаянием. Это предельное (на самом деле, запредельное) равнодушие и отчуждение пока-еще-благополучных от всего страдающего и неблагополучного. Это то состояние ума, при котором памятник погибшим за свои идеи воспринимается как тумба, и напротив него устанавливают елку, не задумываясь о трагикомичности полученного визуального эффекта.

Рэйда Линн

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены